государственный архив свердловской области

Отечественная гражданская авиация
ВЕК ПОЛЕТА
Развитие Гражданской авиации началось в начале XX века, когда общими усилиями России и некоторых стран Европы (Германия, Англия, Франция) удалось создать такие виды авиатехники, как пассажирско-грузовые дирижабли и самолеты. В имперской России гражданская авиация не успела получить должного развития.
Достаточно быстрым развитие Гражданской авиации в СССР началось после принятия Советом Труда и Обороны постановления об организации Совета по гражданской авиации при Главвоздухфлоте 9 февраля 1923 года. Этот день стал официальной датой рождения Гражданской авиации СССР.
ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА ТРУДА И ОБОРОНЫ от 09 февраля 1923 г. "О ВОЗЛОЖЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА ВОЗДУШНЫМИ ЛИНИЯМИ НА ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА И ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОВЕТА ПО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ"
Совет Труда и Обороны постановил:

1. Общий технический надзор за воздушными линиями, существующими в РСФСР и имеющими быть открытыми в будущем, временно возлагается на Главное управление воздушного флота, через инспекцию гражданского флота.
Примечание. К техническому надзору относятся следующие вопросы: определение типов самолетов и их снаряжение, пользование аэродромами и ангарами, способы эксплуатации радиоустановок, правила движения и сигнализации, ведение путевых журналов и других документов, правила допущения летного и технического персонала.
2. Порядок открытия новых воздушных линий, установление порядка их управления, наблюдение за экономическими и административными сторонами дела - возлагается на постоянный Совет по гражданской авиации, под председательством лица по назначению Совета Труда и Обороны, в составе представителей Главного управления воздушного флота, Высшего Совета Народного хозяйства, Народного Комиссариата Путей Сообщения и Народного Комиссариата Почт и Телеграфов, а по делам международных линий и Народного Комиссариата Иностранных Дел.
Указанный Совет состоит при Главном управлении воздушного флота и не имеет самостоятельного аппарата; постановления Совета выполняются инспекцией Главного управления воздушного флота по гражданскому воздушному флоту.
Указанный Совет работает на основании инструкции, вырабатываемой им и утверждаемой Революционным Военным Советом Республики по соглашению с Народными Комиссариатами Путей Сообщения и Почт и Телеграфов и председателем Высшего Совета Народного Хозяйства, а в подлежащих случаях и Народным Комиссариатом Иностранных Дел.

(Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства СССР, 1923, №12, ст. 153)

17 марта 1923 года образовалось акционерное общество «Добролет» – Российское общество добровольного воздушного флота (впоследствии крупнейшая авиакомпания мира – Аэрофлот).

Зарождение транспортной российской авиации начиналось с покупки иностранных судов. Вначале 20-х были приобретены немецкие машины «Юнкерс».
22 июля 1928 года в Свердловске приземлился первый почтовый самолёт «Фокер Ц4С» и с этого дня устанавливается регулярное сообщение с Москвой. Первая внутренняя воздушная линия на Урале соединившая города Свердловск, Челябинск и Магнитогорск протяженностью 485 км открылась 15 августа 1930 года.
В 1935 году 100% гражданского воздушного флота страны составили самолёты советского производств: У-2. К-5, АНТ-9, П-5, Сталь – 3.

В целях реформирования системы управления воздушным движением 19 мая 1934 года постановлением Совета Народных Комиссаров были созданы 12 территориальных управлений Гражданского Воздушного Флота, в том числе Уральское.
На Урале с 1934 по 1941 годы количество воздушных линий увеличилось с пяти до двадцати шести, перевозки пассажиров выросли в семь раз, площади обрабатываемых сельхозугодий в три раза.

Во время Великой Отечественной войны на гражданскую авиацию возлагалось выполнение особых заданий Государственного комитета обороны и Наркомата обороны по перевозкам военных грузов и высадке десантов, подготовке пилотов для боевой авиации, обслуживание авиаперевозками нужд народного хозяйства.
За годы войны экипажами Гражданской авиации СССР на фронте и в тылу перевезено более 2 млн. 350 тыс. чел. и 278 тыс. тонн грузов. В целом по стране в 1945 г. объём авиаперевозок возрос вдвое по сравнению с
1940 г.
Авиаторами Уральского управления было налетано свыше 123 тысяч часов, перевезено около 48 тысяч пассажиров, 780 тонн почты, 5600 тонн грузов.
Конец 40-х – 50-е годы – период активного развития гражданской авиации. В это время были спроектированы, построены и вышли на воздушные линии новые воздушные суда: Ил-12, Ан-2, Ил-18, Ан-10 и Ан-24, самый большой в мире авиалайнер Ту-114.

60-е – 70-е годы прошлого века стали триумфом советских конструкторов и авиастроителей. В 1965 году впервые поднялся в небо крупнейший транспортный самолёт мира того времени Ан-22 «Антей», в это же время начали эксплуатироваться самолеты Ан-10, Ан-24.

В 1967 г. Аэрофлот пополнился трансконтинентальными самолетами Ил-62 на 186 мест. В 1972 г. на маршрут вышел 164-местный Ту-154.
Развитие гражданской авиации в Уральской и Свердловской области в 1930-е гг.
Развитие альтернативных способов воздушного сообщения в Уральской и Свердловской области в 1930-е гг.
Гражданская авиация Свердловской области в 1940-е гг.
Аэропорты Свердловска в 1950-1990-е гг.
Авиалинии и аэропорты Свердловской области в 1950-1990-е гг.
Close
Будем рады отзывам и предложениям!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности