Государственный архив свердловской области

Генеральные планы Екатеринбурга

Выставка архивных документов
Екатеринбург обладает богатой историей. Он с гордостью прошел через перипетии российской действительности (восстание Пугачева, Гражданская война, борьба с нацизмом) и превратился в промышленный центр России. Давайте изучим планировку города в разные годы с помощью карт - они покажут, как менялся Екатеринбург с течением времени.
Карты
План Екатеринбурга (1734 год)
План Пермской губернии горного города Екатеринбурга начала XIX в.
План Пермской губернии горного города Екатеринбурга 1829 г.
План города Екатеринбурга 1915 г.
План города Свердловска. Около 1926 г.
План города Свердловска. 1932 г.
Генеральный план Свердловска 1947 г.
План Екатеринбурга (1734)
Формирование на Урале в начале XVIII в. обширного промышленного района потребовало единого централизованного управления всеми его заводами, которое сосредотачивалось в едином административном центре управления горнозаводским краем. Необходимо было построить крупный город, который сочетал бы в себе функции металлургического завода, управленческие, торгово-посреднические и просветительские функции. Екатеринбург строился по типу новоевропейского города с органичной связью различных частей города, подчинением их одному центру, с приданием главным улицам роли основных композиционных осей и гармоничного плана как способа демонстрации утвердившегося закона, порядка и единства.

Важной причиной становления Екатеринбурга как столицы горной промышленности Урала и Сибири было и его географическое положение. Уже в начальный период существования заводского поселения поблизости от него появились другие подчиненные ему железоделательные заводы. Заводы, связанные транспортными путями и единым источником энергии – водами реки Исеть, в конце XIXв. вошли в городскую черту современного Екатеринбурга. Таким образом, структура города сложилась на основе Екатеринбурга и четырех заводов с их поселками – Верх-Исетским, Елизаветинским, Уктусским и Нижне-Исетским. Следует отметить, что в отличие от исторически сложившихся городов России на Урале именно заводы участвовали в создании планировочной структуры городов. При этом основой планировочной системы Екатеринбурга как поселения нового типа стало не русло реки, а ось главной дороги «Главной першпективы» (ныне проспект Ленина), проходящей по верхней площадке заводской плотины, здесь стали пересекаться транспортные пути как между европейской частью России и Сибирью, так и между северными и южными районами Уральского хребта.

Территория, определенная В. Н. Татищевым в 1721 г. для строительства нового металлургического завода, представляла собой лесной участок в пойме р. Исеть. Направление течения реки с севера на юг, относительно спокойный рельеф, четкое очертание плотины определили регулярную дорожную сеть поселения и форму плана, составленного В. И. де Генниным. Построенная под его руководством крепость была прямоугольной в плане со сторонами 358 и 307 саженей (763,83 м. х 655 м.). В соответствии с правилами европейской фортификации заводское поселение окружали земляной вал с бастионами, деревянный палисад, ров с водой и линия рогаток. По четырем сторонам крепостного каре «в линию» размещались дворы с жилыми домами для рабочих. В центре территории около пруда стояли дома командиров. За плотиной вдоль русла реки тянулись цеха железоделательного завода.

По концам плотины, на восточной и западной стороне крепости располагались различные по назначению площади. Главным зданием на западной - «Торговой» - площади была заводская канцелярия. Обширная площадь на восточной стороне называлась «Заводская». В период с 1723 по 1726 г. на ней была возведена церковь во имя Святой Екатерины. Прием постановки в Екатеринбурге поблизости от концов плотины двух примерно одинаковых зданий церквей должен был подчеркнуть симметрию плана крепости. Второй храм, уравновесивший в панораме городской застройки Екатерининскую церковь, появился позже, но местоположение его было определено уже на начальном этапе строительства крепости.

Строительство всякого провинциального города имеет пример для подражания. На сегодня признано, что главной особенностью Екатеринбурга на раннем этапе его существования стал факт выпадения его из этой традиции. Екатеринбургская крепость-завод создавалась де Генниным как реальное воплощение мечтаний мыслителей многих эпох об «идеальном городе», ему была отведена роль образца для строительства других горных городов Урала.

К 1730 г. крепость уже не могла вместить всех жителей, с ростом заводского производства и населения потребовалась разработка нового плана екатеринбургской крепости. Задачу дальнейшего развития городской застройки решил В. Н. Татищев, сменивший в 1734 г. В. И. де Геннина на посту Главного командира правления заводов. Согласно новому плану была расширена правобережная часть крепости, для чего в 1734 г. срыли западный земляной вал, а плану крепости придали форму семигранника. На торговой стороне появилась дополнительная линия жилых домов и новое здание Гостиного двора. К 1747 г. на Торговой площади встало деревянное здание Богоявленской церкви. Для расселения горожан вокруг крепости Татищев отвел места для четырех слобод (порядков). К югу от крепости, на правом берегу Исети появилась слобода Купецкая и Банная на левом берегу. К северу от крепости расположились: Ссыльная слобода на правом берегу и Конюшенная на левом. От Банной слободы начиналась Сибирская дорога в Тобольск, вдоль Конюшенной слободы шла дорога на Верхотурье. Из появившихся в эти годы архитектурных сооружений самым значительным было новое каменное здание Горной канцелярии (1739), двухэтажное с высокой крышей на «голландский манер», оно долгие годы оставалась самым в панораме города.
План Пермской губернии горного города
Екатеринбурга начала XIX в.
К концу XVIII в. Екатеринбург стал крупным городом. В 1795 г. по данным переписи населения в нем проживало 360 купцов, 1017 мещан, 34 священника, 630 офицеров, рядовых и приказных, 1752 мастеровых и рабочих, 252 государственных крестьянина. В основном город был застроен малоэтажными деревянными домами, на фоне которых выделялось небольшое число строений из камня, в том числе и церкви. Застройка велась по начальной прямоугольной системе плана, за исключением мест, где излом русла реки или рельеф требовали более свободной планировки. Серия планов города, выполненных в последней четверти XVIII в., фиксирует дальнейший выход жилой застройки за крепостные границы, снос укреплений 1723 г., появление новых храмов и площадей.

В 1781 г. Екатеринбург наделяется статусом уездного города, с этого времени начинается длительный период разработки его нового генерального плана с учетом перспективного развития. План Екатеринбурга начала XIX в. подразумевал определение границ и размеров кварталов, а также места для разбивки новых площадей. Следуя регулярной композиционной схеме, составители плана предусмотрели значительное расширение границ поселения. Основным было определено юго-восточное направление развития городской застройки. Стихийно сложившиеся так называемые косые порядки должна была заменить система прямоугольных кварталов с широкими улицами, продолжавшими регулярную планировку исторического центра.

Таким образом, пойма реки Исети получила преобладающее значение, в этом направлении были запроектированы новые площади с приходскими храмами в центре, заданы трассы для сети новых улиц. Однако новый план не учитывал особенностей сложного городского рельефа, а также факта перебивки прямоугольных кварталов центральной части поселения косоугольными на его окраинах. В проекте оговаривалось, что «если нынешние строения не придут в линии, оставить до такого времени, когда сами собой обветшают… дабы обыватели не претерпели убытков».

Известный в XIX в. французский географ Э.Рэклю в своем труде «Земля и люди» отметил, что Екатеринбург «..есть один из красивейших городов России. Он расположен наклонно, на отлогой покатости, спускающейся к берегу р. Исеть, которая в этом месте расширяется, образуя судоходное озеро. Высокие белые каменные дома с зелеными крышами из листового железа, похожего на глыбы малахита, поднимаются над живописными деревянными домами, и над всей массою строений господствуют колокольни и позолоченные купола церквей; вдали на горизонте виднеются волнообразные очертания Уральских гор».
План Пермской губернии горного
города Екатеринбурга (1829)
Как результат реализации градостроительного плана, сложившаяся к середине XIX в. застройка Екатеринбурга отличалась целостностью и выразительностью композиции. Посещавшие тогда город европейские путешественники высоко отзывались о Екатеринбурге. Составленные в правилах классицизма планы Екатеринбурга от 1829 и 1845 гг. характерны созданием комплексной застройки из производственных, общественных, жилых и церковных зданий в центральной части города. Вертикали церквей обогащали видовые панорамы проспектов: Александровского (ул. Декабристов), Покровского (ул. Малышева), Сибирского (ул. Куйбышева) и улицы Уктусской (ул. 8 Марта). К началу разработки планов в городе уже сформировался симметричный, относительно оси городского пруда, ансамбль Торговой и Церковной площадей. Находившиеся на них Екатерининский собор, Богоявленская церковь и Святодуховская церковь композиционно объединяли в одно целое сами площади, плотину, пространство пруда и окружающую застройку.

Высотными сооружениями – храмами, предстояло закрепить акценты застройки. Уже существующие к моменту составления проекта площади получили планировочное оформление: Вознесенская и Сенная в восточной, Хлебная и Дровяная площадь в западной части города. В удаленных от центра кварталах планом указывались места для приходских площадей как второстепенных композиционных центров. Церкви, как самые значительные в то время здания городской застройки должны были появиться на наиболее выгодных по видовым позициям местах – предполагаемых в будущем новых торговых и приходских площадях.

Новые площади, так же как и две первые площади Екатеринбурга, были визуально связаны проходящими через них улицами и планировочно однозначны. Постановка собора на Сенной площади могла решить задачу дальнейшего развития целостного городского ансамбля. Собор Александра Невского на территории Ново-Тихвинского монастыря и предполагавшийся генпланом внушительных размеров собор на Сенной площади, являясь высотными ориентирами районов, при реализации проекта были способны связать всю панораму южной части Екатеринбурга, композиционно объединить в одно целое обширное городское пространство. В 1845 г. проект был улучшен и дополнен, он был повторно утвержден Николаем I. Значительным препятствием для реализации плана стала застройка, стихийно сложившаяся вокруг исторического ядра города в 1740-1760-е гг. При прокладке новых улиц и разбивке территории на кварталы архитекторы умело включили в генеральный план стихийно сложившуюся застройку, по возможности приведя ее в соответствие с требованиями новой регулярной схемы. По границам города и вдоль Главного проспекта ими было предусмотрено устройство бульваров.
План города Екатеринбурга (1915)
После крестьянской реформы 1861 г. Урал начинает утрачивать положение ведущего промышленного региона. Отличительной особенностью его архитектуры в этот период было состояние переходности, когда новые процессы соседствовали с дореформенными явлениями. В 1866 г. «исключительная опека горного ведомства» отменяется. Начинается сложный процесс хозяйственной переориентации экономики города. В Екатеринбурге получают свободу и начинают быстро развиваться торговля, образование, частное предпринимательство, кустарные промыслы и предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. Появляются новые металлообрабатывающие и механические мастерские.

Состояние переходности архитектуры этого периода обусловило живучесть в удаленной от центра провинции региональных особенностей и традиций, вносивших корректировку в хронологию возникновения архитектурных процессов. Высший подъем уральского зодчества был связан с классицизмом.

К 1870-м гг. Екатеринбург становится не столько центром горнозаводской промышленности, сколько центром транзитной торговли между европейской и азиатской частями России. В основе композиционно-пространственной структуры прежнего города-завода лежал «горнозаводской» ансамбль. Вследствие свертывания горнозаводского производства градообразующая роль заводского ансамбля ослабла, оказав существенное влияние на дальнейший ход градостроительных процессов в Екатеринбурге. В 1860-1870-е гг. главенствующее положение в городе начинают занимать торговые площади и торговые здания. Намечается тенденция к застройке обеих предзаводских площадей. Их пространство начинает сужаться, все более ограничиваемое торговыми, жилыми и общественными зданиями. Система площадей – Кафедральной, Екатерининской, Сенной, Вознесенской, Коковинской, Щепной и Дровяной – стала играть важную роль в торговой и хозяйственной жизни города.

В соответствии с планами 1826 и 1845 гг. Екатеринбург развивался на протяжении полувека. К 1917 г. территория города ограничивалась улицами: Северная (Челюскинцев), Московская, Болотная (Большакова) и Восточная. 1870-е гг. ознаменовали начало нового экономического подъема на Урале. С 1880-х гг. значительные усилия по благоустройству Екатеринбурга прилагали городские власти. В течение четырех лет были замощены гранитной брусчаткой центральные улицы, разбиты бульвары и сквер на заводской плотине пруда. К концу XIX в. Екатеринбург преобразовался в крупный транспортный и торговый центр края. Важным событием, повлиявшим на реализацию генерального плана Екатеринбурга, стала прокладка через город железной дороги, связавшей уездный город с центром России. Линия железной дороги прошла вдоль восточной границы города и по тогда еще не застроенной северо-восточной части, отрезав ее от остальных районов. Здесь за городской чертой строится первое здание железнодорожного вокзала, ставшего новым местом притяжения городского населения.

К началу XX в. Екатеринбург практически исчерпал возможности своего развития в границах, определенных генеральным планом 1845 г. В 1911 г. городским архитектором И. К. Янковским разрабатываются предложения по внесению изменений в утративший к этому времени силу закона генплан. Проектом Янковского рассматривались варианты застройки общественными зданиями еще не застроенных участков, отведенных прежде под усадьбы и площади. Однако внести кардинальные изменения в процесс формирования нового градостроительного течения помешали революционные события. В 1918-1924 гг. архитектурно-градостроительная деятельность в Екатеринбурге была приостановлена.
План города Свердловска (около 1926 г.)
В 1923 г. Екатеринбург стал первым в России областным центром – центром огромной Уральской области с 45 округами, охватывающими территории современных Свердловской, Челябинской, Пермской и Тюменской областей. Новый статус административного центра крупного промышленного региона России обязывал к преобразованию его застройки. Преобразования конца 1920-х гг. серьезно повлияли на эволюцию городской застройки. Первоначальный этап социально-экономического кризиса с полным прекращением архитектурно-строительной деятельности сменился большим строительным подъемом с радикальными градостроительными преобразованиями, переменой социального назначения зданий, возникновением их новых типов и резкой сменой архитектурных стилей.

Окрисполком принял решение о перепланировке центральной части города.
К 1925 г. эскизный проект перепланировки города был выполнен инженером-архитектором Н. А. Бойно-Радзевич, с применением новейших изысканий градостроительной науки тех лет. Ставилась цель выпрямления улиц при одновременном укрупнении кварталов.

На новом витке истории города обозначились старые проблемы. На повестке дня вновь встали вопросы совершенствования системы городского благоустройства, отошедшие в смутное время гражданской войны на задний план. Развитие транспорта, строительство водопровода и канализации, расширение телефонной сети, завершение строительства электростанции – вот неполный перечень нерешенных задач досоветского Екатеринбурга.

В 1920-е гг. были расширены границы плана 1845 г. и открыты перспективы развития города на восток. Здесь стал строиться поселок Новый (Пионерский), кварталы которого были сгруппированы вокруг двух парков, что придавало поселку сходство с «городом-садом». На юге границы города расширились застройкой загородных улиц. На северо-западе строился поселок Звезда, между ВИЗом и ул. Московской появились кварталы двухэтажных домов. Одновременно достраивались или возводились заново несколько крупных общественных зданий в центре города. В это же время разрабатывалась проектная документация для строительства водопровода, канализации, озеленения и благоустройства городского центра. Впервые в плане встречается проектное предложение по озеленению поймы реки Исети, которое получило развитие в перспективе. Градостроительные работы 1920-х гг. были подготовительным этапом для последующей крупномасштабной реконструкции города, начатой в 1929 г.

Планировочные работы завершились к 1930 г. составлением генплана «Большой Свердловск». Его основным принципом стало рассмотрение города как единого производственно-хозяйственного социокультурного комбината. Задачи: 1) город должен быть так построен, чтобы он стимулировал и организовывал весь распорядок жизни, труда и производства, культуры, физического и умственного развития и воспитания, бытового уклада, способов отдыха и развлечения, максимального развития личности; 2) уничтожить уродливые формы старого капиталистического города с узко-индивидуалистическими условиями быта, и, по мере возможностей, в условиях переходного периода и состояния экономики, максимально внедрять коллективизацию бытовых отношений; 3) прекратить стихийный рост и внеплановую застройку города, подчинив строительство сознательному, организованному размещению вещей.

В основу решения схемы «Большого Свердловска» был положен план промышленного строительства, предусматривающий строительство крупнейших машиностроительных заводов. Застраивать центр Уральской области авторы проекта решили по типу автономных промышленно-селитебных образований – соцгородков, отдаленных от исторического центра.
План города Свердловска (1932)
В 1930 г. основной проект генерального плана города был закончен. После постановления ВЦИК 1931 г. о городском хозяйстве Свердловска были начаты работы по составлению самого генерального плана с огромной расчетной численностью населения в 1 200 000 жителей. Авторы запроектировали компактный и плотно застроенный город с охватом центральной и северной частей Свердловска двумя мощными кольцевыми магистралями, вдоль которых размещались жилые кварталы. Впервые была разработана система озеленения Свердловска. Соцгородки – наиболее популярная в 1930-е гг. форма социалистического расселения – должны были окружать старый город. Первым из соцгородов в 1928 г. стал строиться Уралмаш. Отработанные в процессе этого строительства приемы и методы были использованы в возведении Эльмаша, Химмаша, Вторчермета. Главные улицы соцгородов ориентировались на предзаводские площади. В 1932 г. началось строительство Эльмаша, однако завершилось только в послевоенное время. На Вторчермете строительные работы были начаты в 1929 г. В определившуюся градостроительную схему органично вписался Втузгородок, заложенный на территории, где еще до революции было начато строительство комплекса Горного института.

Тотальной реконструкции по плану подвергался исторический центр города. Утрачивались в связи с застройкой или формировались новыми зданиями торговые площади, сносились храмы. Вдоль проспекта Ленина формировалась новая система площадей. Наиболее активно перестраивались две крупные площади – Торговая, с примыкающей к ней Площадью 1905 года и площадь двух театров (бывшая Дровяная) – старый и новый центр города. Возводились комплексы Втузгородка и городской больницы, ограничивающие проспект Ленина с востока и запада. На площади Труда строились Облисполком и дом связи. Застройка 1930-х гг. постепенно захватывала пустующие торговые площади. На Сенной площади был возведен жилой комплекс III Дома Горсовета. На Хлебной площади был разбит дендрологический парк, на Коковинской площади – построен Центральный рынок. Свердловск мыслился городом будущего. Комплексное строительство на месте снесенных усадеб - характерная черта этого времени. Формировался совершенно новый архитектурный образ городского центра. Многоэтажные громады с лаконичным, жестким языком геометрических форм, характерные для стилистики конструктивизма и чуждые провинциальному российскому городу, возвышались над старой застройкой, утверждая новую идеологию общественного бытия.

Значительную роль в городских переменах сыграла инициатива горисполкома по переименованию улиц Свердловска. Инициатива начала развиваться сразу после революции через переименование улиц и площадей города. В газете Уральский рабочий» от 14 ноября 1919 г. была размещена статья, содержащая список переименованных улиц Екатеринбурга. Следующая крупная волна переименований улиц города датируется 1 октября 1937 г., когда в соответствии с решением президиума Свердловского горисполкома новые названия получили улицы, названия которых дублировались, имели устаревшие названия или были застроены. Вследствие присоединения к городу поселка Верх-Исетского завода, УЗТМ и строительства Втузгородка в городе оказалось по несколько улиц с одним названием.

Накануне войны город имел 140 промышленных предприятий, 160 управлений, 25 научно-исследовательских институтов, 12 вузов, 52 клуба, 5 театров, Уральский филиал Академии наук. Численность населения Свердловска составляла 450 тысяч человек. Город входил в первую десятку крупнейших городов Советского Союза.
Генеральный план Свердловска (1947)
Начавшаяся Великая Отечественная война сделала Свердловск одним из центров тыла. Город не только принял значительную часть промышленного потенциала страны, но и стал хранилищем отечественной науки, искусства и образования. Население Свердловска военной поры увеличилось вдвое, а объем промышленного производства – в семь раз. Эвакуированные промышленные предприятия срочно размещались в освобожденных или экстренно строящихся для них зданиях и комплексах. Таким образом, в Свердловске появились предприятия, не предусмотренные генеральным планом, законченным к 1939 г. Они оказались расположенными в центральной части города, что было нежелательно по санитарным соображениям. Так завод «Уралкабель» базировался в клубе ВИЗа, приборостроительный – в здании областной библиотеки, пенициллиновый завод – в здании Госстраха, радиозавод – в Доме промышленности и т.д. В связи с увеличением численности населения в годы войны в городе ощущался острый жилищный кризис. Поэтому наряду с промышленным строительством интенсивно продолжалось и жилищное строительство, преимущественно в виде индустриальных малоэтажных домов. В соответствии с генпланом развития города застройка велась во Втузгородке, на Уралмаше, в районе Химмаша.

В послевоенный период Свердловск окончательно сформировался в полицентрическую градостроительную систему и центр крупной агломерации. Произошло территориальное слияние исторических поселений и новых районов с центром за счет роста периферийных образований и заполнения разрывов промзонами. Для восполнения дефицита жилья велось массовое возведение малоэтажных жилых домов усадебного типа. Проблемы градостроительства военного времени и массовой жилой застройки требовали переработки генерального плана. В 1947 г. в проектной конторе «Горпроект» архитекторы П.В.Оранский и В.А.Архангельский начали составлять новый генеральный план Свердловска. Главной целью было развитие компактного города через слияние отдельных частей селитебной территории. Они представлялись в виде множества небольших кварталов, сгруппированных по этажности. Новые жилые кварталы позволяли объединить центральные и северные части города в единый массив с помощью кольцевой магистрали, в которую включались улицы Бакинских комиссаров, Бебеля, Токарей, Большакова, Комсомольская и Шефская. Южные районы соединялись тремя магистралями – Белинского – Щербакова – 8 Марта – Титова, Московская. Группа южных районов оставалась на расстоянии от основной застройки города. То есть идея создания компактной застройки города не была завершена (не было развития города на восток, земли северного берега Шарташа полагались под дачное строительство).

Схема генерального плана оставалась неизменной в последующих вариантах и определила границы расширения жилых территорий, как в проектах, так и в практике застройки города. Сложившиеся схемы планировки города поддерживались границами промышленных районов и входили в последующие генеральные планы Свердловска. То есть именно в плане 1947 г. была намечена прогрессивная структура города. В результате некоторые его части приобретали вид монолитного одноэтажного населения с закрытой структурой планировки, сказавшейся в конце 1950-х гг., когда за одно-двухэтажными домами начиналось сооружение кварталов пятиэтажных домов рядом с коллективными садами и складами. Процесс корректировки этих проблем был продолжительным.
Close
Будем рады отзывам и предложениям!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности