Государственный архив Свердловской области
Города-заводы и центры Урала
Становление уральской металлургии и начало заводского строительства являются особой вехой в истории Урала и развитии российской промышленности. Наиболее значимым считается период становления и развития промышленных металлургических центров, а также формирования горнозаводских округов в первой половине XVIII в. Они характеризуются сравнительно быстрым строительством крупных промышленных предприятий. Всего в XVIII–XIX вв. на Урале и в Прикамье было построено 219 горных заводов различной специализации: чугунолитейных, медеплавильных, железоделательных и передельных.

Первые горные заводы Урала представляли собой укреплённые посёлки с оборонительными сооружениями для защиты от набегов башкир.
С появлением на Урале первых заводов и выстраиванием между властью и собственниками производственно-экономических отношений проявились ярко выраженные черты натурального хозяйства: всё необходимое для обеспечения производства готовилось и осуществлялось на заводах своими силами. Горные заводы имели свои земельные владения, рудники, каменоломни, лесные разработки, конные дворы, сенокосы, пристани, суда, пильные мельницы и различные вспомогательные мастерские. Такие производственно-хозяйственные комплексы получили статус горнозаводских округов и были законодательно описаны в Горном положении 1806 г. Уральские заводы подразделялись на казённые (государственные) и партикулярные (частные). Управление казёнными заводами осуществлялось в соответствии с чёткой иерархией. Горные начальники, в должности генералов, назначались Императорским указом
Завод обеспечивался военным гарнизоном, часть которого сопровождала караваны с продукцией. В 1834 г. казённые заводы были законодательно приравнены к военным организациям, а их рабочие - к солдатам. Работой руководили горные инженеры и мастера. Управление частными заводами осуществлялось заводовладельцами под надзором государства. Наличие у одного собственника заводов в разных регионах способствовало обмену опытом и технологиями между предприятиями. Часто продукция частных заводов производилась по государственному заказу. Во второй половине XVIII в. благодаря повышению объёмов производства и развитию торговых отношений с европейскими странами, стало возможным экспортирование уральского железа и меди в страны Европы и Америки, преимущественно в Англию и Францию. После Наполеоновских войн производство постепенно сосредоточилось на нуждах внутреннего рынка.
Спецификой уральских горных заводов было обязательное наличие плотины и пруда, которые обеспечивали действие заводских механизмов через водяные колёса, поэтому заводы строились в непосредственной близости от реки и залежей руд.
Из-за климатических условий Урала требовалось поддерживать большой объём пруда, чтобы избежать промерзания воды в зимний период и обмеления летом. Полная зависимость заводов от наличия воды в пруду приводила к частым остановкам предприятий или их отдельных цехов на период до 200 дней в году. Непосредственно за плотиной обычно располагался доменный цех, за ним - кричные фабрики, далее вдоль ларя располагались сверлильные, укладные, стальные, якорные и вспомогательные фабрики. Домна соединялась с плотиной мостом, по которому доставлялась руда и уголь. Почти все уральские чугуноплавильные заводы в XVIII в. имели в своём составе по две домны, в дальнейшем число печей могло увеличиваться. Чугун, как правило, отправлялся на кричную фабрику, где перерабатывался в кричное железо и проковывался молотами.

На площади перед заводом, как правило, располагались заводская контора, господский дом, дома работников администрации завода и церковь. Впоследствии, с расширением заводов, такая планировка становилась причиной экологической напряжённости заводских посёлков, постепенно выраставших в города. Близко расположенные друг к другу заводы со временем объединялись в один населённый пункт: Верх-Нейвинский и Нижний Верх-Нейвинский заводы в Верх-Нейвинске, Екатеринбургский и Верх-Исетский в Екатеринбурге и др.

Важным шагом в развитии технологий получения металлов на Урале стал переход от старокричного способа производства железа к контуазскому и пудлинговому в середине и во второй половине XIX в., позднее – освоение горячего дутья, затем переход на минеральное топливо и внедрение паровых машин, освоение мартеновского и бессемеровского способов получения стали.
В начале XX в. вся российская промышленность находилась в глубоком кризисе, последствия которого на заводах Урала сказывались вплоть до 1909 г., велись поиски новых рынков сбыта, создавались синдикаты и объединения для борьбы с конкуренцией заводов Юга России. В меньшей степени кризис коснулся медеплавильной промышленности благодаря сохранившемуся спросу и увеличению таможенных пошлин на ввоз меди.

В первое десятилетие XX в. закрывались мелкие технически отсталые заводы с изношенным оборудованием, ставшие нерентабельными. В условиях жёсткой конкуренции заводы вынужденно модернизировались: возводились доменные печи с облегчённым кожухом, повсеместно внедрялось горячее дутьё и подготовка руды к плавке, использовались паровые машины, кричные горны и пудлинговые печи заменялись мартеновскими, строились более мощные прокатные станы, заводы электрифицировались. В горных округах производилась оптимизация и реорганизация мощностей: конечная обработка сосредоточивалась, как правило, на главном заводе округа, остальные заводы обеспечивали поставки чугуна. Начатая в 1910-е гг. модернизация частных и казённых заводов и строительство железных дорог к началу Первой мировой войны не были завершены. Полагая войну кратковременной, российское правительство до лета 1915 г. не привлекало частные заводы Урала к производству орудий и снарядов. В результате уральская промышленность поздно подключилась к обеспечению армии оружием и снаряжением. В 1914–1916 гг. казённые заводы поддерживали на довоенном уровне выпуск чугуна, но полностью прекратили производство кровельного железа в пользу военной продукции.

После Февральской революции власть перешла в руки губернских комиссаров, назначенных Временным правительством. Уральские горнозаводчики поддержали Временное правительство и его органы. После Октябрьской революции, в ноябре 1917 г., было реорганизовано Уральское заводское совещание под руководством большевиков. В декабре 1917 г. Совнарком начал национализацию горных округов Урала - раньше, чем других предприятий страны. К июлю 1918 г. было национализировано более 4340 предприятий (25 из 34 горных округов Урала). В 1918 г. для управления заводами (дополнительно к учреждённым ранее фабрично-заводским комитетам) были созданы деловые советы, деятельность которых координировалась областным правлением национализированных предприятий Урала.

В целом в период Гражданской войны работали только 20 % металлургических заводов Урала, а объём производства составлял около 10% от довоенного уровня. Из 7 домен самого крупного в то время Надеждинского завода действовала только одна, полностью были остановлены заводы Гороблагодатского горного округа, оборудование многих предприятий существенно пострадало. Восстановление предприятий началось в 1921 г. под руководством Уральского промышленного Бюро ВСНХ, а затем Уралплана, который разрабатывал комплексное развитие уральской промышленности.

Екатеринбургский доменный медеплавильный молотовой казённый завод
В 1721 г. В.Н. Татищев, убедившись в маломощности Уктусского завода, принял решение о переносе завода на новое место – на р.Исеть. Первоначально завод именовался Исетским, но уже с июля 1723 г. стал называться Екатеринбургским заводом.
12 марта 1723 г. была заложена Екатеринбургская крепость с крепостным валом, рвом и бастионом, затем началось сооружение заводской плотины.
Все производственные и жилые здания, здание Обер-Бергамта и Екатерининская церковь строились внутри крепости прямоугольной формы с шестью бастионами и четырьмя полубастионами.

7 ноября 1723 г. была запущена молотовая фабрика, выкована первая партия полосового железа. 26 ноября 1723 г., в день святой Екатерины, состоялось торжественное открытие завода. В 1734 г. на правом берегу Исети находились две доменные печи высотой 8,5 метров, заводская контора, рудная лаборатория, архив, тюрьма, госпиталь и другие учреждения. При заводе была открыта горнозаводская школа на 50 учащихся.

В 1737 г. на заводе случился пожар, домны были остановлены, завод стал получать чугун с Верх-Исетского завода, а с 1758 г. – с Каменского завода. Екатеринбургский завод стал местом развития других производственных направлений. В 1735 г. на базе монетного производства был выделен Монетный двор. В 1726 г. была основана камнерезная мастерская, которая в 1765 г. была передана Екатеринбургской гранильной фабрике. В 1766 г. два золотопромывальных цеха завода были переданы Горной экспедиции золотых производств.

В 1808 г. Екатеринбургский завод был закрыт, а цеха и оборудование перепрофилированы под нужды Екатеринбургского Монетного двора. В настоящее время на месте заводских цехов располагается Исторический сквер, Музей архитектуры и дизайна, Екатеринбургский музей изобразительных искусств и городская плотина.
Алапаевские заводы
(Нижнеалапаевский доменный молотовой медеплавильный, Верхнеалапаевский молотовой и Нейво-Алапаевский доменный молотовой заводы)
В 1702 г. по Указу Петра I началось строительство казённого железоделательного завода на р. Алапаиха государственными крестьянами. Алапаевский (Нижнеалапаевский ) завод был пущен в 1704 г., в 1759 г. продан казной А. Г. Гурьеву, который в 1767 г. перепродал его С. Я. Яковлеву. В 1826 г. завод перенесли на 1 версту, на р. Нейва. Оборудование было демонтировано, а старый заводской пруд был спущен в 1909 г.

В 1778 г. Берг-коллегия дала разрешение на строительство вспомогательной плотины и сооружение завода на 9 вёрст выше по р. Алапаиха от Нижнеалапаевского завода С.Я. Яковлева в связи с недостатком воды в заводском пруду. В 1779 г. Верхнеалапаевский железоделательный завод был пущен: он перерабатывал чугунные слитки Нижнеалапаевского завода в полосовое железо. В 1807 г. на заводе уже была деревянная молотовая фабрика. В связи с тем, что производственные мощности нового завода стали излишними, в 1824 г. Верхнеалапаевский железоделательный завод был закрыт, а оборудование демонтировано и перенесено на Нейво-Алапаевский завод.
Строительство Нейво-Алапаевского завода началось в 1825 г., а 25 февраля 1828 г. была задута первая домна, которая была самой крупной на Урале и имела объём 126,5 куб.м. Плотина нового завода имела «флютверк» – систему шлюзов, которая позволяла сохранять высокий уровень воды, а в 1837 г. мастер Игнатий Евстафьевич Софонов изобрёл и установил первую в России водяную турбину (горизонтальное водяное колесо) при листокатальном стане. До 1878 г. перевоз железа происходил гужевым транспортом до Сулемской пристани, далее по р. Чусовой. 20 апреля 1907 г. из-за убытков было создано «Товарищество Алапаевских горных заводов наследников С. С. Яковлева». В 1916 г. были остановлены 2 домны, работала только одна. После Октябрьской революции 1917 г. на заводе был установлен рабочий контроль, а 15 февраля 1918 г. завод был национализирован.
В советское время предприятие продолжало функционировать под названием Алапаевский металлургический завод (с 1957 г. – комбинат).
Берёзовский золотопромывательный завод
Берёзовский является родиной промышленной золотодобычи в России. 21 мая 1745 г. в канцелярию главного начальника горных заводов Уральского хребта в Екатеринбурге обратился крестьянин Ерофей Марков с заявлением, что во время поисков горного хрусталя им были найдены крупинки, похожие на золото, что затем подтвердилось. Но геологическая экспедиция в течение двух лет не могла обнаружить драгоценный металл в указанном месте. Только осенью 1747 г. было найдено первое месторождение. В 1748 г. был основан Берёзовский рудник, началась его разработка. Обстоятельства обнаружения жильного золота на Урале нашли отражение в сказе уральского писателя П.П. Бажова «Золотые дайки». 30 января 1757 г. в Санкт-Петербург был отправлен золотой слиток весом 2,7 кг. С этого момента ведет свою историю Берёзовский золотопромывательный завод.
К концу XVIII в. в составе Берёзовых промыслов насчитывалось уже более 50 рудников. В 1814 г. были открыты россыпные месторождения золота на берегах р. Берёзовки, а горным инженером Львом Брусницыным был освоен способ промывки россыпного золота, что привело к «золотой лихорадке». Это двойное открытие отображено на гербе города: лев символизирует самого первооткрывателя Ерофея Маркова, вензель в лапе льва – золото.

К 1860 г. Берёзовский завод был крупным поселением, уступая по величине лишь Екатеринбургу и Перми.

Большинство жителей поселения работали на золотых приисках, а также на свечной и прядильной фабриках, построенных в 1805 г. С начала XIX в. четверть населения занималась сапожным ремеслом. В 1840-е гг. получил распространение гранильный промысел драгоценных и местных поделочных камней (мрамор, змеевик, яшма).

Статус города населённый пункт получил 10 июля 1938 г. До этого с 1934 по 1938 г. он фактически входил в состав Свердловска, являясь частью Сталинского района. В настоящее время добыча золота на территории Берёзовского городского округа продолжается – действуют две шахты.
Билимбаевский (Билимбаевский Нижний) доменный молотовой завод

История завода началась в 1729 г., когда приказчик Строгановых Григорий Бушуев «сыскал» вблизи р. Билимбаиха залежи железной руды и выбрал место под строительство завода в 50 верстах от Екатеринбурга.

Билимбаевский завод строился по плотинной системе, с использованием энергии воды для домен. По историческим данным, чертёж домны генерал В. И. де Геннин подготовил лично, а закладывать печь к Строгановым отправил на Билимбаиху доменного подмастерья Бориса Масленникова. Плотина и прилегающая к ней часть пруда составили центральную часть нового поселения.

Датой основания Билимбая считается 17 июня 1734 г. Строительство завода началось в 1733 г., но именно в июне 1734 г. Билимбаевский завод выдал первый чугун. В 4 верстах от завода на р. Чусовой располагалась пристань, с которой ежегодно отправлялись до 30 судов с грузом около 550 тыс. пудов. На пристани строились барки и подчалки. В XIX в. производство на заводе значительно увеличилось. Во время Отечественной войны 1812 г. на Билимбаевском заводе по государственному заказу изготовляли пушечные ядра, бомбы и картечи для русской армии.

К середине XIX в. завод вошёл в состав самых крупных чугуноплавильных заводов Урала. По количеству выплавляемого чугуна Билимбаевский завод занимал одно из первых мест в России. Постановлением Уральского областного Совета от 5 января 1918 г. завод был национализирован. Летом 1918 г. производство было остановлено в связи с Гражданской войной; после окончательного установления Советской власти началось его восстановление. В 1933 г. доменное производство прекращено, доменные печи демонтированы, на базе строгановского завода возникли три новых завода: труболитейный, термоизоляционных материалов и ремонтно-механический.

В период Великой Отечественной войны завод выполнял оборонные заказы. В 1941 г. в Билимбай прибыл в эвакуацию завод № 293 ОКБ Болховитинова из Химок. Здесь был изготовлен опытный образец первого отечественного реактивного самолёта БИ-1. В конце 1950–начале 1960-х гг. труболитейный завод вошёл в состав Первоуральского Старотрубного завода в качестве одного из его цехов; в 1973 г. Билимбаевский труболитейный цех закрыт.
Верхотурье
Верхотурье – духовный центр Урала, один из самых старых уральских городов. Он был основан в 1598 г. государственной экспедицией Василия Головина и Ивана Воейкова как острог и главная крепость для защиты водных путей в Сибирь на месте прежнего мансийского городища Неромкар. В 1600 г. здесь была размещена таможня, через город шли все сибирские товары, что обеспечивало его значимость. В XVII в. в городе была учреждена государственная ямская служба на Бабиновской дороге. Верхотурье сильно пострадало от пожаров 1674 и 1738 гг., а развитие его замедлилось из-за отмены таможни и закрытия в 1763 г. Верхотурского тракта. В результате губернской реформы уездный город Верхотурье вошёл в состав Сибирской губернии, в 1783 г. он был передан в Пермское наместничество. В XIX в. пути сообщения с Сибирью смещаются далеко на юг, и Верхотурье теряет своё торговое значение.

В XVIII в. повышается духовный статус Верхотурья благодаря деятельности Свято-Николаевского мужского монастыря, одного из крупнейших на Урале. Монастырь был основан в 1604 г. иеромонахом Ионою. 12 сентября 1704 г. с позволения митрополита Филофея (Лещинского) в Николаевский монастырь были перенесены мощи Св. Симеона из Меркушино. Благодаря этому Верхотурье стало местом паломничества для большого числа верующих. Собор Воздвижения Креста Господня в монастыре был освящен 11 сентября 1913 г., он является третьей по величине церковью в России после храма Христа Спасителя в Москве и Исакиевского собора в Санкт-Петербурге.

В годы советской власти храм пострадал, был уничтожен иконостас, а с 1924 г. монастырь был закрыт, его помещения использовались в качестве колонии для несовершеннолетних. В 1926 г. Верхотурье потеряло статус города, который ему вернули только в 1947 г., в связи с 350-летием со дня основания. В 1990 г. Николаевский монастырь был возвращён Русской православной церкви, к 400-летию г. Верхотурье, в 1998 г. в храме монастыря был восстановлен иконостас. Верхотурье по сей день сохраняет статус значимого духовного центра Урала.
Выйский медеплавильный доменный молотовой завод
Выйский завод был основан Никитой Демидовым на р. Выя в 2 верстах от Нижнетагильского завода и входил в состав комплекса Нижнетагильских заводов. Указом Берг-коллегии от 20 декабря 1720 г. Никите Демидову было разрешено построить медный завод и плавить там медь с обязательством поставки в казну половины (впоследствии­ – трети) выплавленной чистой меди. Завод был запущен 23 ноября 1722 г. Однако руда оказалась бедной по содержанию меди, поэтому в 1726–1727 гг. завод перестал действовать, а 14 мая 1729 г. сгорел. После пожара на заводе удалось восстановить работу только двух медеплавильных печей, на которых обрабатывалась руда с 8 медных рудников в 3–18 верстах с малым содержанием меди в руде (до 0,6 %). В середине и второй половине XVIII в. завод действовал преимущественно как железоделательный. К 1797 г. медные месторождения оказались полностью истощены.

В 1814 г. началась разработка Меднорудянского месторождения у горы Высокой со значительным содержанием меди. Благодаря этому производительность завода существенно возросла: если в XVIII – начале XIX в. максимальной для завода была выплавка меди в 1791 г. в количестве 2567 пудов, то уже в 1814 г. он выплавил 3559 пудов, в 1815 г. – 30218 пудов, в 1816 г. – 67511 пудов.

Именно на Выйском заводе в 1834 г. отцом и сыном Ефимом и Мироном Черепановыми был построен первый в России паровоз.
Во второй половине 1850-х гг. производство меди на Выйском заводе вновь снижается в связи с начавшимся истощением рудника. Новый подъём выплавки меди начался с 1883 г. и был вызван увеличением добычи руды в связи с реконструкцией Меднорудянского рудника. К концу 1880-х гг. выплавка меди на заводе поднялась до 50-60 тыс. пудов в год, а к концу 1890-х гг. достигла 132-136 тыс. пудов. На рубеже XIX – XX вв. была проведена основательная реконструкция производства. В 1897 г. завод выполнил заказ для железной дороги, увеличив добычу руды и количество действующих медеплавильных печей с 14 до 34. В 1916 г. ввиду полного истощения рудной базы завод был остановлен.

Декретом СНК от 31 января 1918 г. завод вначале был национализирован, но к работе не приступал, и в том же году был закрыт.

Ирбитская ярмарка
В 1631 г. на месте впадения р. Ирбит в р. Ницу возникла Ирбеевская слобода, позже переименованная в Ирбитскую. Через слободу пролегала Бабиновская дорога, соединяющая Европейскую Россию и Сибирь. Возникшая стихийно, Ирбитская ярмарка была официально узаконена в 1643 г. До строительства Сибирской железной дороги ярмарка играла важную роль во внутренней торговле. В 1686 г. для ярмарки был построен Гостиный двор. В XVIII в. она стала второй по объёму торговых операций после Нижегородской. На ярмарке продавались европейские, азиатские и сибирские товары, в том числе пушнина, чай, шёлк и другие ткани, мерлушка, мануфактура, серебряные и золотые изделия и т.д. В дни проведения ярмарки население Ирбита многократно увеличивалось, действовали ярмарочный театр и цирк, издавалась газета «Ирбитский ярмарочный листок».

В 1730-е гг. В. Н.Татищев вносил предложение перенести ярмарку в Екатеринбург, однако, его инициатива не получила поддержку.

В 1775 г. Екатерина II пожаловала Ирбитской слободе статус города за «непоколебимую верность жителей Ирбита» своей императрице в борьбе со «злодейскими шайками» Емельяна Пугачёва». В 1776 г. город получил свой герб. Преобразование Ирбита в город упрочило положение ярмарки. С начала 1890-х гг. на Ирбитской ярмарке распространилась торговля по образцам, и ярмарка выполняла функции товарной биржи.
После Октябрьской революции ярмарка проводилась ежегодно в 1922–1929 гг., а затем была закрыта.
В 2002 г. главой Муниципального образования город Ирбит было принято решение о возобновлении ярмарки, а 27-29 августа 2003 г. состоялась первая межрегиональная выставка-ярмарка «Ирбитская ярмарка», которая теперь проводится ежегодно в августе.
Каменский доменный молотовой казённый завод
В окрестностях будущего завода железная руда была обнаружена в 1681 г. монахами Далматовского Успенского монастыря. Монастырь наладил производство кричного железа. Однако, 28 сентября 1699 г. был издан указ Петра I, который запрещал Далматовскому Успенскому монастырю владеть данными землями, «железным заводом» и крестьянами – они были переданы в казну. Началось строительство Каменского железоделательного завода.
15 февраля 1700 г. начались работы по заготовке леса для строительства плотины. Общее руководство строительством завода осуществлял тобольский воевода М. Черкасский. 15 октября 1701 г. домна Каменского завода дала первый чугун. Качество орудий было довольно низким, в связи с чем 19 января 1705 г. был издан указ Петра I, по которому всем уральским заводам было запрещено лить орудия, теперь их продукция ограничивалась выпуском снарядов, железа и уклада (стали). Основной специализацией Каменского завода стало производство железа, стали и боеприпасов.

Одним из первых на Урале Каменский завод стал изготавливать художественные изделия из чугуна.

В начале XIX в. из-за износа оборудования участились случаи выпуска бракованной продукции, вследствие чего на заводе начали применение нового способа сверления стволов орудий и труб при помощи закаленных чугунных свёрл и резаков. В 1825 г. была проведена широкомасштабная реконструкция под руководством архитектора М.П. Малахова. В ходе реконструкции была увеличена площадь завода и проведён капитальный ремонт фабричных помещений. Последовательное и компактное расположение помещений (доменного с литейным и корпусом сверления пушек) позволило организовать поточную организацию производства пушек и снарядов, сократив расстояние для переноски чугуна и деталей. Последующая модернизация позволила в 1830–1860-х гг. увеличить общий объём выпуска в 2 раза. Было освоено производство чугунных труб. В 1914–1917 гг. завод выполнял военный заказ на артиллерийские снаряды от Артиллерийского ведомства.

В декабре 1917 г. Каменский завод был национализирован, во время Гражданской войны был временно эвакуирован в Егоршино.
1 октября 1923 г. завод поставлен на консервацию, а в апреле 1926 г. закрыт.
Кушвинский доменный молотовой медеплавильный завод
Месторождение магнитного железа на горе Благодать было открыто местным крестьянином-охотником Степаном Чумпиным весной 1735 г. 10 сентября 1735 г. гору посетил В.Н. Татищев, тогда и было принято решение о строительсте завода на р. Кушва. 19 сентября 1735 г. В. Н. Татищев высоко оценил перспективы использования нового месторождения и разработал план строительства около горы Благодать нескольких заводов. Указ о строительстве завода был подписан 17 декабря 1735 г. императрицей Анной Иоановной. В 1736 г. началось возведение заводской плотины. 6 сентября 1739 г. на Кушвинском заводе начала работу первая доменная печь.

5 мая 1754 г. Сенат передал Гороблагодатские заводы (Кушвинский, Верхнетуринский, Баранчинский и строящийся Нижнетуринский) и месторождение графу П. И. Шувалову, однако, в 1769 г. Кушвинский завод окончательно перешёл в собственность казны. К 1797 г. на Кушвинском заводе были построены 4 доменные печи. Для транспортировки готовой продукции был построен Гороблагодатский тракт длиной 74 км. В 1801 г. завод стал центром Гороблагодатского горного округа, местом размещения Гороблагодатского горного начальства.

В 1830 г. был построен новый доменный цех, что открыло новые производственные и технические возможности. На дальнейшее развитие завода положительно повлияло строительство Уральской горнозаводской железной дороги. Первый участок Чусовая-Кушва был открыт в 1872 г. В 1880-х гг. на заводе были проведены крупные преобразования. В 1900–1903 гг. были остановлены две доменные печи, а в 1903 г. – ещё одна доменная печь.

В 1900 г. был заложен фундамент первой мартеновской печи. 3 марта 1906 г. с запуском первого мартена была получена первая кушвинская сталь. В 1913 г. была запущена вторая, в 1917 г. – третья печь. К 1914 г. выплавка стали достигла 1,8 млн. пудов.

В 1917 г. Кушвинский завод был национализирован. В период революций и Гражданской войны завод был законсервирован, вновь вступил в строй во второй половине 1920-х гг. и начал выплавку чугуна на минеральном топливе. В годы Великой Отечественной войны кушвинская сталь поступала на Нижнесалдинский завод.
Невьянский доменный молотовой завод
Невьянский завод был основан 23 апреля 1699 г. по указу Петра I на р. Нейва. 15 декабря 1701 г. невьянская домна дала первый чугун. 8 марта 1702 г. завод был передан во владение тульскому оружейнику Никите Демидову. Завод стал основным поставщиком железа и артиллерийских снарядов по казённым заказам, зачастую в обход других производителей. В 1713 г. правительство передало большой заказ Никите Демидову на поставку артиллерийских снарядов, а в 1715 г. ему же поручили поставлять железо для Адмиралтейства.
В середине XVIII в. одна из четырёх невьянских домен, сооруженная «стараниями приказчиков Фёдора и Григория Махотиных», была самой крупной в мире. За сутки она давала чугуна в четыре раза больше, чем крупнейшие английские домны того времени. Также на ней впервые в мире были установлены не одна, а две фурмы для дутья. На заводе плавили также медь, отливали колокола, изготавливали и само металлургическое оборудование – как для собственных нужд, так и для других заводов Урала. В январе 1769 г. Прокофий Демидов продал завод Савве Яковлеву. 1797 г. на заводе действовали две домны, 18 кричных молотов и три плющильных стана.

В начале XIX в. Невьянск становится «столицей» небольшого горного округа из трёх заводов (Невьянского, Быньговского и Петрокаменского), рудников и лесной дачи. Однако, в середине XIX в. Невьянский завод утратил своё значение в металлургическом производстве Урала.

23 мая 1890 г. в страшном пожаре полностью сгорело 2/3 Невьянска: были уничтожены гостиный двор с окружающими его деревянными лавками и многое другое. К началу XX в. производство состояло из двух доменных печей, литейного, кузнечно-слесарного, котельного, механического цехов и двух фабрик – труболитейной и болтовой. Во время промышленного кризиса в 1900–1903 гг. производство резко сократилось. В октябре 1904 г. домны были погашены. Завод превратился в механическое предприятие, основной продукцией которого стали чугунные водопроводные трубы и разного рода машины и механизмы. В декабре 1917 г. завод был национализирован, а затем переименован в Невьянский механический завод.
Нижнесалдинский доменный молотовой завод

В 1760 г. на р. Салде, в 60 верстах от Нижнетагильского завода, Никита Акинфиевич Демидов построил железоделательный завод по переработке чугуна в железо кричным способом. На нём работала только одна фабрика с четырьмя молотами и двумя горнами. Впоследствии Нижнесалдинский завод стал наиболее крупным передельным предприятием в Нижнетагильской группе заводов Демидовых. К 1800 г. он насчитывал 24 горна, 15 молотов, 11 водяных колёс.

В 1840 г. на Нижнесалдинском заводе производство усовершенствовалось, был внедрён новый способ выделки железа методом пудлингования, установлены катальные машины. В 1851 – 1858 гг. управляющий Нижнесалдинским заводом Яким Семёнович Колногоров впервые на Урале осуществил производство железнодорожных рельсов из пудлингового железа. На строительстве первой в России железной дороги – Николаевской – укладывались демидовские рельсы с Нижнесалдинского завода, признанные лучшими в России.
Выдающийся русский металлург К.П. Поленов впервые в России создал новые доменные печи, в которые осуществлялась подача горячего воздуха с температурой до 500 °С с использованием воздухонагревателя «Каупер». Инновация позволила увеличить выплавку чугуна на предприятии более, чем в полтора раза. Пуск в 1875 г. первого крупного бессемеровского цеха на Нижнесалдинском заводе также стал важным событием в российской металлургии. Этот метод получил название «русского способа бессемерования». Теорию бессемеровского процесса по методу К. П. Поленова позднее обосновал инженер металлург- теплотехник В. Е. Грум-Гржимайло.

В 1914–1916 гг. на Нижнесалдинском заводе были построены более мощные доменные печи, реконструирован бессемеровский цех. В новом здании металлической конструкции были установлены два новых конвертора по 6,5 тонн каждый. 27 января 1918 г. завод был национализирован. В годы Великой Отечественной войны Нижнесалдинский завод перешёл на выпуск продукции для оборонной промышленности. Мартеновским цехом была освоена выплавка никелевых и других спецсталей. В 1958 г. Нижнесалдинский завод был объединён с Верхнесалдинским. Новое предприятие получило название «Салдинский металлургический завод».
Нижнетагильский доменный молотовой завод
Завод был основан Акинфием Демидовым в 1725 г. на р. Тагил в 65 верстах от Екатеринбурга. Первая выплавка чугуна состоялась уже 25 декабря 1725 г., в 1726 г. – получено первое железо. На Нижнетагильском заводе впервые в России был освоен метод плавки магнитных руд. После смерти Акинфия Демидова Нижнетагильская часть заводов отошла его младшему сыну Никите Демидову.

В 1760 г. на заводе было полностью налажено доменное и кричное производство, были созданы укладная, проволочная, якорная, меднокотельная и меховая фабрики, лесопильная и мучная мельницы, кирпичные и дегтярные сараи, производство гвоздей и кос. К 1800 г. было освоено плющильное и дощатое производство, изготовление уклада, томленой стали, жести, медной посуды, водяных и тележных колёс. В 1820–1850-х гг. было запущено листопрокатное производство и внедрён пудлинговый способ изготовления железа, начато использование паровых двигателей, появился внутризаводский железнодорожный транспорт.

В 1851 г. продукция завода получила три бронзовых медали Всемирной выставки в Лондоне за «четырёхгранное железо», свёрнутое спиралью в холодном состоянии, а в 1867 г. золотую награду Всемирной выставки в Париже.
В 1875–1876 гг. были запущены 5-тонные мартеновские печи, внедрено производство ферромарганца и огнеупорного кирпича. В 1910–1912 гг. завод полностью перешёл на производство чугуна, мартеновских слитков и листового железа. 27 января 1918 г. завод был национализирован, а в период гражданской войны остановлен.

В 1920-х гг. завод получил новое название – Нижнетагильский металлургический завод, а в 1923 г. были вновь запущены мартеновский и листопрокатный цехи.

В 1987 г. производство на заводе было прекращено. 21 января 1987 г. было принято решение о создании на базе завода Музея–заповедника горнозаводского дела Среднего Урала.


Нижнетуринский доменный молотовой казённый завод

Завод входил в состав Гороблагодатского горного округа. Его строительство как казённого завода было запланировано В. Н. Татищевым. Однако, вскоре данная территория была передана во владение П. И. Шувалову. Фактически строительство завода началось в 1763 г., после того как Гороблагодатские заводы за долги были возвращены в казённое управление. Нижнетуринский завод возводился преимущественно на средства казны по указу Берг-коллегии в 30 верстах от Верхнетуринского завода. Строительство завода велось крестьянами и рекрутами Вятской, Оренбургской и Симбирской губерний. Пуск состоялся 30 января 1766 г. Чугун для передела поставлялся с Кушвинского завода, а готовая продукция перевозилась на Ослянскую пристань на р. Чусовая. Основная часть продукции производилась по государственным заказам.
В 1769 г. на заводе началось производство листового кровельного и колотушечного железа для собственных нужд. Кричное железо поставлялось на Сестрорецкий и Тульский оружейные заводы, а также – за границу. В 1790-х гг. завод административно был переподчинен из ведомства Берг-коллегии Пермской казённой палате. В конце 1840-х гг. началась замена старых горнов контуазскими, что позволяло получить железо более высокого качества, шло освоение новых видов продукции.

Из-за снижения поставок чугуна с Кушвинского завода в 1898 г. было принято решение о строительстве собственного доменного цеха. В 1899 г. была запущена в работу доменная печь открытого типа на холодном дутье. 1 сентября 1906 г. была открыта Богословская железная дорога с веткой на Нижнетуринский завод, что позволило снизить затраты на доставку грузов и вывоз готовой продукции.

В годы Первой мировой войны завод выполнял военные заказы, в 1918 г. был национализирован и вскоре остановлен, однако, в 1920-х гг. постепенно восстановил свою работу. В 1956 г. металлургическое производство фактически было остановлено. В 1958 г. на базе Нижнетуринского завода был создан Нижнетуринский электроаппаратный завод по производству электротехнической аппаратуры.

Полевской медеплавильный доменный молотовой завод
В 1702 г. на берегах р. Полевая была обнаружена медь, а в 1709 г. железная руда – это месторождение известно как Гумёшевское. В мае 1719 г. была начата разработка Полевского медного рудника, построено несколько шахтёрских строений. Но они были сожжёны кочевниками-башкирами. Место для строительства нового завода выбирал лично В.Н.Татищев. С июля 1723 г. началась активная разработка месторождений Поповского, а отчасти Гумёшевского. Руды эти сначала возились для проплавки на Уктусский, а затем на Екатеринбургский завод.
В 1724 г. был основан Полевской медеплавильный завод для обработки руды из расположенных в округе богатых месторождений меди. В сентябре 1724 г. Полевской завод выплавил первую партию меди и был достроен в 1727 г.

С 1724 г. по 1758 г. завод принадлежал казне. В 1757 г. соликамский купец А.Ф. Турчанинов выкупил у государства Полевской завод, а с 1787 г. заводом владело семейно-паевое товарищество наследников А.Ф. Турчанинова. В 1832 г. в семейно-паевое товарищество вошёл П. Д. Соломирский, скупивший паи у других владельцев, и с 1869 г. стал основным владельцем завода. В 1870 г. завод по наследству перешёл его сыну.

Основным поставщиком медного сырья для завода являлся Гумёшевский рудник, но к 1873 г. он был исчерпан. Полевской медеплавильный завод был перепрофилирован в железоделательный. В 1881 г. на нём внедрено пудлинговое производство.
В 1912 г. завод перешёл в собственность британской компании – Акционерного общества Сысертского горного округа.

20 декабря 1917 г. завод был национализирован, а в 1920 г. был объединён с Северским заводом; в 1920 г. в общей сложности ими было произведено 150 тыс. пудов железной проволоки, 10 тыс. пудов медной проволоки, 54 тыс. пудов гвоздей.

В 1921 г. Северский завод был остановлен, а Полевской завод продолжил работу как механический цех. Его железоделательное оборудование было демонтировано и перевезено на Ревдинский завод. В 1922–1924 гг. завод бездействовал, а в 1925 г. был передан в концессию акционерному обществу «Лена Голдфилдс». В 1928 г. прекратил работать Зюзельский рудник, что сделало существование Полевского медеплавильного завода бесперспективным. В 1930 г. завод прекратил своё существование.

Пристани на р. Чусовая
Река Чусовая была главной судоходной рекой, по которой железо уральских заводов в составе «железных караванов» доставлялось в европейскую часть России, а затем – за границу. Главной пристанью для железных караванов стала Уткинская казённая пристань, с которой перевозилась продукция Каменского казённого завода (66 вёрст вдоль р. Исети, мимо р. Камышенки, Брусянки и Бобровки до Арамильской слободы и оттуда до Чусовой). Первый караван вышел с Уткинской казённой пристани 27 апреля 1703 г., в составе 40 судов. Путь шёл по р. Каме через Сарапул, Елабугу, Лаишев, Казань, затем по Волге и Москве-реке.

Пристань представляла собой обширный и сложный комплекс гидротехнических, хозяйственных и жилых построек. В течение зимы ежегодно на пристань свозилась продукция уральских заводов. Суда для перевозки строили на помостах, от которых к воде были проложены бревенчатые рельсы. Спущенные на воду барки через шлюзы выводили в гавани, где уже загружали товарами. Весной после таяния льда и благодаря повышению уровня воды в Чусовой начинался сплав. Он продолжался всего две недели, в течение которых необходимо было транспортировать большое количество товаров. Извилистые берега Чусовой требовали большого мастерства при перевозе, частыми были крушения судов. Специальным промыслом стала добыча утонувшего железа со дна реки.
Всего на Чусовой имелось 28 пристаней, казённых и частных. Железо с заводов Демидовых Нижнетагильского округа перевозилось с Усть-Уткинской пристани, с Шайтанской и Сулемской пристаней шла продукция Шайтанского, Невьянского и Быньговского заводов. Уткинская казённая пристань была одной из самых крупных, её причалы были расположены по обоим берегам р. Чусовой на протяжении несколько километров. Во второй половине XVIII в. сюда стали свозить в основном продукцию Сысертского завода Турчаниновых, поэтому пристань в то время стала называться Турчаниновской.

Кроме железа и чугуна с казённой пристани грузили медь и деньги (подушный сбор со всего горнозаводского Урала). Загружались суда также с казённых заводов Екатеринбурга, Алтайских заводов, Верх-Исетского завода.
Ревдинский доменный медеплавильный завод
В 1724 г. вышел указ Берг-коллегии о разрешении Никите Демидову выстроить Ревдинский чугуноплавильный и железоделательный завод «в пустых и диких местах на речке Ревде, где он отыскал магнитную руду в Волчьей горе». Земля для завода в 120 тыс. десятин на р. Ревда и р. Чусовая была куплена у башкир. Строительство началось 13 мая 1732 г. Уже 1 сентября 1734 г. завод дал первый чугун. Этот день считается днём основания Ревды.
Завод состоял из доменной печи, двух кричных горнов и кулачных вододействующих молотов. Через год после пуска завода началась волна башкирских набегов на горные заводы. В 1739 г. Ревдинский завод стал крепостью на границе с башкирскими землями. Завод был обнесен деревянным частоколом с башнями по углам. Несмотря на это, в 1744 г. Ревдинский завод горел – подожгли «башкирцы». Производство было остановлено на 4 месяца и 8 дней.

Завод унаследовал вначале Акинфий Демидов, затем его сын Григорий. В 1774 г. из-за подхода Пугачёвских войск Ревдинский завод был остановлен. Сопротивления пугачёвцам оказано не было ввиду отсутствия войск и оружия. На заводе было сожжено несколько цехов. Убито и ранено 66 человек.

В 1840 г. построен Мариинский железоделательный завод, работавший на чугуне Ревдинского завода. Через год в Ревдинском горном округе открыто месторождение никелевой руды. Устроен Петровский рудник, который работал до 1887 г. После революции интерес к Петровскому месторождению пропал, так как он был практически выработан.

1 июля 1914 г. через Ревду было открыто движение по железной дороге Екатеринбург-Казань-Москва. 17 марта 1918 г. завод был национализирован. В конце 1920-х гг. на заводе пущены волочильный и гвоздильный цеха, цех оцинкования проволоки. В 1925–1930 гг. завод находился в концессии у акционерного общества «Лена Голдфилдс Лтд». В 1941–1945 гг. завод выпускал продукцию для авиационной, танковой промышленности, гильзы для «Катюш».

В 2001 г. в результате объединения заводов Ревдинского с Нижнесергинским металлургическим был образован Нижнесергинский метизно-металлургический завод.
Сысертский доменный молотовой медеплавильный завод

Казённый железоделательный завод в Сысерти был основан по приказу В.И. де Геннина в 1732 г. на р. Сысерть в 38 верстах от Екатеринбурга. 31 июля 1733 г. был выплавлен первый чугун, а 1 августа 1733 г. было запущено кричное производство.

Изначально предприятие специализировалось на выплавке чугуна и меди, а в дальнейшем стали выпускаться в прокат и готовые металлические изделия. В 1757 г. завод был продан солепромышленнику купцу А.Ф. Турчанинову. Во время восстания Пугачёва А.Ф. Турчанинов первым на Урале сумел организовать эффективную оборону завода. Поэтому в 1782 г. ему было пожаловано потомственное дворянство. Позже завод перешёл к потомкам Турчанинова – Соломирским.
В первой четверти ХIX в. Сысертский завод был одним из самых крупных предприятий Урала. Здесь работало 1458 мастеровых, 545 непременных (приписных) работников и около 1000 вольнонаёмных. Сысерть была известна как административно–хозяйственный центр богатого горного округа, куда входили Северский и Полевской заводы, а также десятки рудников, золотых приисков, множество подсобных производств и разного рода служб. В Отечественную войну 1812 г. заводы Сысертского округа снабжали боеприпасами армию Кутузова. 94 тыс. ядер и бомб были отлиты на заводах Сысертского округа. В 1848 г. в посёлке были построены механические мастерские, обслуживавшие всю группу заводов.

По манифесту от 19 февраля 1861 г. заводовладельцы обязаны были выделить своим мастеровым наделы земли, однако, основная масса горнозаводского населения отказалась от них. Из-за нерационального управления на Сысертском округе лежала крупная задолженность перед банками, Государственным казначейством, Уральским горным правлением. Сысертский завод и округ на пять лет были переведены на казённое управление. Однако, П.Д. Соломирский сумел вывести завод из кризиса. В 1902 г. Сысертский завод выплавлял 747 тыс. пудов чугуна, выделывал 187 тыс. пудов железа. За отличное качество продукции он не раз получал награды на различных выставках.

20 декабря 1917 г. предприятие было национализировано. С 1932 г. перешло на выпуск запасных частей для тракторов, в 1936 г. завод перевели в разряд машиностроительных предприятий.

Close
Будем рады отзывам и предложениям!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности