"Работа по данной теме была начата с целью выявить методические приёмы, способствующие правильному своевременному развитию речи у детей первых 2-х лет жизни, воспитывающихся в домах ребёнка, так как анализ работы домов ребёнка г. Свердловска за последние годы свидетельствовал о неудовлетворительном развитии речи у этих детей.
Была применена методика систематических наблюдений за физическим и нервно-психическим развитием детей, причем развитие детей сравнивалось с показателями, объективно характеризующими их здоровье и развитие, такими, как: вес, рост, состояние здоровья, движение, речь.
В 1951 году под наблюдение были взяты 16 детей группы № 11 дома ребёнка № 2 в возрасте от 5 месяцев до 1 года 6 месяцев, физически недостаточно крепкие.
В 1952 году наблюдения велись за 14 детьми группы № 1 того же дома ребёнка в возрасте от 2-х до 12-ти месяцев в начале наблюдения и в возрасте от 6 месяцев до 1 года 2 месяцев в конце работы.
Дети этой группы были также физически ослабленными.
В обеих группах была применена методика развития речи детей раннего возраста, разработанная в отделе развития и воспитания института Педиатрии А.М.Н. СССР.
В результате в конце работы, проведённой в группе № 11 (с более старшим возрастным составом) уровень развития речи детей был малоудовлетворительным.
Работа, проведённая по развитию речи у детей в группе № 1 (с более младшим по возрасту составом), начиная с первых месяцев жизни, дала более положительные результаты: из 14 детей 9 имели в конце наблюдений нормальное развитие речи.
Необходимо отметить, что своевременное развитие речи весьма задерживало то обстоятельство, что персонал, как правило, работал в масках, закрывающих рот и нос."