Государственный архив свердловской области
филиал ГКУСО «ГАСО» в г. Каменске-Уральском
«Образование Каменского уездного бюро юстиции»
к 220-летитию образования органов юстиции
1
Образование и деятельность
Министерства юстиции Российской империи
20 (8) сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств» учреждено Министерство юстиции Российской империи. Основными функциями Министерства являлись подготовка законодательных актов и управление деятельностью судов и прокуратуры.
Манифестом предусматривалась должность министра юстиции, который одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи.
Первым министром юстиции - генерал-прокурором Российской империи был назначен выдающийся русский поэт и государственный деятель Державин Гавриил Романович .
С момента своего образования Министерство осуществляло управление всей системой юстиции. Большое значение придавалось совершенствованию законодательства.
В 1808 году - членом Комиссии составления законов и товарищем (заместителем) министра юстиции был назначен статс-секретарь Александра I, известный российский государственный и политический деятель Сперанский Михаил Михайлович.
Под его непосредственным руководством была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.
С момента образования и вплоть
до Октябрьской революции 1917 года роль Министерства юстиции была значительной и определяющей в таких вопросах,
как руководство судебными органами, управление местами лишения свободы, нотариатом, ведение институтов мировых судей и присяжных заседателей, руководство деятельностью прокуратуры.

Работники юстиции Российской империи.
Эл.ресурс: https://clck.ru/jQrM5
2
Органы юстиции после Октябрьской революции
После Октябрьской революции 1917 года к власти пришли большевики. Новым правительством был дан курс на «революционную законность». Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции (далее - Наркомюст).
Совет народных комиссаров - правительство России во главе с Лениным В.И.
Слева направо: Штейнберг И.З., Скворцов-Степанов И.И., Камков Б.Д.,
Бонч-Бруевич В.Д., ТрутовскийВ.Е., ШляпниковА.Г., Прошьян П.П., Ленин В.И.,
Сталин И.В., Коллонтай А.М., Дыбенко П.Е., Кокшарова Е.К., Подвойский Н.И.,
Горбунов Н.П., Невский В.И., Шотман А.В., Чичерин Г.В.. 10 марта 1918 г.
Эл.ресурс: https://clck.ru/jQuxb
Главенствующая роль в разработке теоретических принципов революционной законности принадлежала председателю Совета народных комиссаров В.И. Ленину.
В своей работе Ленин В.И. писал о необходимости не реформировать существующие судебные учреждения,
а «…совершено уничтожить, смести до основания весь старый суд, его аппарат…», который, по его мнению, являлся «орудием подавления эксплуатируемого класса» и создать новый революционный суд, построенный на принципе участия рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
В резолюции, принятой 22 ноября 1917 года на заседании Совета народных комиссаров (далее - Совнарком) говорится: «…Принимая во внимание, что отсутствие революци­онного суда создает для советского Правительства со­вершенно безвыходное положение, делая правительство беспомощным против преступного контрреволюционного саботажа…, Совнарком видит себя вынужденным при­нять в сегодняшнем заседании закон о революционном суде и немедленно ввести его в действие…».
Декретом № 1 стал декрет Совнаркома «О суде» от 5 декабря (22 ноября) 1917 года.
В 1917-1922 годах местные комиссариаты юстиции, а затем заменившие их губернские отделы и уездные бюро юстиции занимались руководством работы судов, надзором за соблюдением законности, управлением местами лишения свободы.
В целях точного определения компетенции и взаимоотношений местных органов юстиции 27 августа 1920 года Наркомюст издаёт Циркуляр № 20 «Положение о местных органах юстиции». Указания предназначены для руководства в деятельности губернских исполнительных комитетов, губернских отделов юстиции, и советов народных судей.

3
Организация работы Каменского уездного бюро юстиции
В качестве органов судебного управления и органов надзора за исполнением законов действовали: в республике — Народный комиссариат юс­тиции, в губерниях — губернские отделы юстиции (далее - Губюст), в уездах — уезд­ные бюро юстиции (далее - Убюст).
В октябре 1920 года Постановлением III Екатеринбургского губернского съезда Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов образован Каменский уезд.
14 декабря 1920 года Народному судье г. Каменска поступило письмо заведующего Екатеринбургским губернским отделом юстиции, в котором говорилось о необходимости организации Уездного бюро юстиции
в г. Каменске. Бюро должно было руководить работой судов, надзором за соблюдением законности, управлением местами лишения свободы.
На примере переписки Каменского уездного бюро юстиции с Екатеринбургским губернским отделом юстиции за 1920-1922 годы можно проследить, как происходило становление органов советской юстиции, с какими трудностями приходилось сталкиваться вновь созданному органу власти.
"С выделением Каменского уезда в самостоятельную единицу
в г. Каменске необходимо организовать Бюро юстиции
из состава нарсудей и следователей проживающих
в г. Каменске в числе трёх товарищей и подыскать штат канцелярии, делопроизводителя, бухгалтера, канцеляриста, машиниста и рассыльного.
Отдел юстиции поручает Вам немедленно приступить
к организации Бюро юстиции и по выполнении сообщить
с составлением анкет каждого сотрудника."


Письмо № 2885 заведующего Екатеринбургским губернским отделом юстиции народному судье г. Каменска о необходимости организации Уездного бюро юстиции в г. Каменске.
11 декабря 1920 года.
ГАСО (ф) Ф. Р-64. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.
В документах архивного фонда Р-64 "Каменское уездное бюро юстиции Екатеринбургского губернского отдела юстиции, пос. Каменск Екатеринбургской губернии" имеется список
37 волостей, входивших в состав Каменского уезда Екатеринбургской губернии по состоянию на 6 января 1921 года.
Список волостей, входивших в состав Каменского уезда Екатеринбургской губернии.
6 января 1921 года.
ГАСО (ф) Ф. Р-64. Оп. 1. Д. 4. Л. 7.
Среди документов фонда имеется список, содержащий сведения о волостях, входивших в каждый из 10 участков народных судей, с указанием местонахождения всех участков .
Список учреждений входивших в Каменское уездное бюро юстиции.
10 января 1921 года.
ГАСО (ф) Ф. Р-64. Оп. 1. Д. 4. Л. 39об.
Каменское уездное бюро юстиции располагалось по адресу: ул. Троцкого, д. 6.
Дом построен в 1826-1827 годах, является памятником истории и культуры
регионального значения.
Здание ул. Пионерская, д. 6 (бывшая ул. Троцкого, д. 6).
Фото середины XX в.
Из личного архива Юровского А.А.
19 ноября 1921 года Каменским уездно-городским исполнительным комитетом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов отдела управления Каменским уездом были выданы удостоверения о регистрации учреждений:
4
Трудности в организации работы и хозяйственной деятельности Каменского уездного бюро юстиции
Исполнение Декрета «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов, подбором для них кадров, а также созданием нового законодательства.
Кадровому составу судей в этот период уделялось пристальное вни­мание. Прежде всего, судья должен был руководствоваться революционной совестью. Подбор кадров осуществлялся с учётом жизненного опыта кандидата, который должен был свиде­тельствовать о наличии у него революционного сознания. Основным критерием отбора стал опыт революционной борьбы, а не юридиче­ское образование и знание законов. Действительность оказалась такова, что большинство кандидатов не имело юридического образования, что отрицательно сказывалось на качестве работы судов.
Штаты служащих на 1921 год дают нам представление о кадровом составе вновь образованного Каменского уездного бюро юстиции.
Штаты служащих Каменского уездного бюро юстиции. 1921 год.
ГАСО (ф) Ф. Р-64. Оп. 1. Д. 6. Л. 15
18 января 1921 года один из организаторов Каменского уездного бюро юстиции Чернобородов Михаил Алексеевич писал в Каменский уездный комитет Российской Коммунистической партии:
«…С открытием в г. Каменске Уездного бюро юстиции остаются не замещёнными должности народных судей
1 участка в г. Каменске и 4 участка в селе Катайском. Объясняется это, во-первых, отсутствием вообще работников, а во-вторых, что должность народного судьи выборная, ответственная и кем попало замещена быть не может…
…А потому бюро юстиции просит комитет партии, не найдёт ли он возможным на происходящей партийной конференции избрать двух товарищей, достойных занять должность народного судьи в указанных участках…»
20 апреля 1921 года председатель Каменского уездного бюро юстиции Бабкин Павел Данилович писал председателю Каменского уездного исполнительного комитета о тяжёлом положении с кадрами: «…Каменский уезд находится в самых неблагоприятных условиях за неимением народных судей, следователей, секретарей народных судей, делопроизводителей, народных следователей и канцеляристов, а из имеющихся на лицо народных судей и секретарей имеются дряхлые старики и совершенно не способные к труду, отчего работа происходит не интенсивно, о чём неоднократно сообщалось Вам…
…И наконец, по бюро юстиции, народных судей и народных следователей не хватает
30 человек сотрудников, которые должны быть вполне грамотные и развитые…»
19 сентября 1921 года Председателем Каменского уездного бюро юстиции Цикаревым Артемием Максимовичем был подготовлен и представлен доклад в Губернский отдел юстиции «О деятельности судебно-следственных учреждений Каменского уезда /составлен на основании предложения Губотюст от 3 сентября 1921 года за № 3050/».
В докладе подробно описаны проблемы и трудности, с которыми приходилось сталкиваться работникам Каменского уездного бюро юстиции.
Отрицательно сказывалось на работе:
«…отсутствие канцелярских принадлежностей, бланков и предметов, сохраняющих экономию времени народного судьи для размножения разного рода распоряжений и циркуляров…
…один секретарь даже при самой интенсивной работоспособности выполнять предъявляемые требования
к уездному бюро юстиции с технической стороны не мог…
…Вместе с этим, считаю долгом заметить, что на основании некоторых предположений главной причиной неработоспособности Убюста являлось, видимо следующее обстоятельство. Избранный 10 января председателем бюро т. Чернобородов в этой должности был лишь только до 8 февраля, когда на втором съезде народных судей (далее - нарсудей) по предложению следователя т. Кондратьева, как председателя фракции РКП(б), неизвестно по каким соображениям бюро было переизбрано. В лице председателя был избран нарсудья 3 участка т. Бабкин, при чём на него помимо обязанностей по бюро было возложено исполнение должности нарсудьи по 1 и 2 участкам; освободившемуся же т. Чернобородову было предложено принять 3 и 4 участки, но последний
на это не согласился и по своему болезненному состоянию совсем оставил службу. Таким образом, это переизбрание Убюста, во-первых, ничего реального для работоспособности Убюста абсолютно не дало
и в то же время загромоздило работу 1 и 2 участков и совсем остановило деятельность 3 и 4 участков…
…Новый председатель бюро т. Бабкин видимо всё своё внимание вынужден был уделять рассмотрению срочных судебных дел по 1 и 2 участкам и работа по бюро фактически была для него, наверное, обузой, а поэтому вся деятельность выражалась только лишь в подписании бумаг. Так продолжалось до 10 мая, когда бюро было снова переизбрано и председателем был утверждён т. Мезенцев, командированный Губюстом…
…На 1 участок был избран нарсудья в лице т. Черноскутова, а на 2 участок возвратился прежний нарсудья
т. Чернобородов…
…т. Черноскутов через несколько дней заболел, а за ним вслед заболел и нарсудья 2 участка т. Чернобородов, которые и были уволены в отпуск. Председателю Убюста т. Мезенцеву так же, как и его предшественнику пришлось центр своей деятельности перебросить на рассмотрение судебных дел по городскому участку,
в особенности дел о дезертирах, остановить рассмотрение которых было нельзя. Таким образом, работа
по Убюсту ничуть не оживилась, а наоборот систематически замирала, а в зависимости от этого неблагополучно было и в судебных участках в уезде. В то время, когда нарсудьи т. Черноскутов и т. Чернобородов из отпуска
ещё не вернулись председатель Убюста по разрешению Губюста тоже удалился в месячный отпуск
и вершителями судебных учреждений г. Каменска остались только одни секретари. Вызванный для исполнения должности председателя нарсудья 3 участка т. Бабкин через несколько дней заболел и обязанности председателя был вынужден оставить. Создавшееся, можно сказать катастрофическое положение судебных учреждений, побудило Уездный исполнительный комитет обратить на это серьёзное внимание, и в результате с 24 августа
я принял должность председателя. На должность нарсудьи 1 участка вместо уволенного совсем со службы
т. Черноскутова был избран и уже работает т. Лопатин, а на 2 участок вернулся т. Чернобородов. Такое положение невольно создаёт впечатление, что постоянного хозяина руководителя Убюста не было,
а результатом этого рождались и другие причины разложения аппарата Убюста. Безусловно, это пагубно отразилось на все судебные органы в уезде...»
25 августа 1921 года Екатеринбургский губернский отдел юстиции направил Указания № 24 уездным бюро юстиции и народным судам Екатеринбургского судебного округа
об ужесточении наказания, применяемого к лицам, не выполняющим продналог.
Циркулярные указания заведующего Екатеринбургским губернским отделом юстиции Уездным бюро юстиции и Народным судам Екатеринбургского судебного округа.
25 августа 1921 года.
ГАСО (ф) Ф. Р-64. Оп. 1. Д. 2. Л. 102.
В том же докладе Цикарев А.М. писал:
«…Бюро юстиции в августе месяце была организована особая сессия нарсуда и консультация. Особая выездная сессия нарсуда первая под председательством нарсудьи т. Чернобородова и вторая под моим председательством провела целую кампанию рассмотрения дел по масленично-яичному налогу. Заседаний всего было 18,
в 10 волостях уезда, рассмотрено дел 38, число привлечений к суду выразилось в 649, при чём из последних приговорены к наказаниям: 45 - к конфискации коров, 35 - к лишению свободы, 512 - к условному наказанию.
Какое моральное воздействие на население имела сессия говорят за себя те факты, что где до приезда сессии налог был внесён только в размере не больше 10%, то после суда сессии поступление такового в несколько дней достигло 85%...».
И в конце доклада Цикарев А.М. писал:
«…Заканчивая на этом доклад о деятельности судебных учреждений Каменского уезда, я позволяю себе наметить приблизительные вехи будущей организационной работы по оздоровлению работоспособности
как Убюста, так и всех судебных органов уезда.
Для того чтобы водворить в надлежащие рамки деятельность судебных учреждений нужно решительно изжить хотя бы и не все, но во всяком случае основную часть тех нужд Убюста и нарсудов о которых я указываю в особо представленном докладе.
Острая нужда в технических работниках, на которых держится весь канцелярский судебный аппарат
и без которого всякий наш пролетарский судья будет бездеятельной сиротой, требует принять самые экстренные меры, но для этого Убюсту нужно, прежде всего, иметь ту или иную твёрдую надежду на планомерное
и своевременное снабжение технических сотрудников продовольствием, не говоря уже о других их нуждах...
…Если невозможно снабжать сотрудников продовольствием натурой, то необходимо открыть кредиты
в потребных размерах применительно к вольным рыночным ценам на хлеб…»
О бедственном положении работников свидетельствует заявление об оставлении службы сотрудницы Каменского уездного бюро юстиции Шамариной Марии Александровны.
Заявление председателю Каменского уездного бюро юстиции
от Шамариной М.А. об оставлении службы. 8 июля 1921 года.
ГАСО (ф) Ф. Р-64. Оп. 1. Д. 8. Л. 25.
О нагрузке на судебные органы в те годы можно судить по статистике уголовной преступности в Екатеринбургской Губернии за 1921 год.
Диаграмма о деятельности Екатеринбургского
губернского уголовного розыска за 1921 год.
1922 год.
ГАСО (ф) Ф. Р-64. Оп. 1. Д. 82. Л. 27.
Требования к кандидатам в народные судьи возрастали. Кандидат должен был иметь двухлетний стаж ответственной политической работы или трехлетний стаж практической работы в органах юстиции на должности не ниже следователя. Обязательными для кандидатов на должности народных судей и работников отдела юстиции стали юридическое образование и грамотность.
Вырезка из газеты № 30 «Путь к коммуне». 8 апреля 1922 года.
ГАСО (ф) Ф. Р-64. Оп. 1. Д. 82. Л. 42.
В начале 1922 года Каменское уездное бюро юстиции представило в Каменский уездный отдел труда «Сводную числовую профессиональную ведомость» по состоянию на 5 января 1922 года.
Ведомость содержит в себе данные об организации с указанием должностей рабочих и служащих. Из ведомости видно, что на тот момент в Каменском уездном бюро юстиции работали 39 человек, из них 28 мужчин и 11 женщин.
В ведомости указан адрес организации: г. Каменск, ул. Ленина, д. 18 (бывший дом Красулина).
5
Судебная реформа
По принятому положению ВЦИК и СНК РСФСР от 10 марта 1921 года «О высшем судебном контроле» Наркомюст осуществлял общий надзор за деятельностью судебных органов, давал им руководящие указания, имел право признавать отдельные приговоры и решения не имеющими законной силы и возобновлять дела по вновь возникшим обстоятельствам.
С окончанием гражданской войны возникла необходимость подготовки и проведения судебной реформы.
26 мая 1922 года ВЦИК РСФСР утвердил «Положение об адвокатуре», согласно которому создавалась коллегия защитников.
28 мая 1922 года постановлением ВЦИК РСФСР было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. Прокуратура была призвана стать органом, осуществлявшим от имени государства надзор за соблюдением законности со стороны всех органов власти, учреждений и отдельных лиц. С изданием настоящего Положения все обязанности, лежащие до этого времени на отделах юстиции были возложены на органы Прокуратуры. Таким образом, губернские отделы юстиции и уездные бюро юстиции подлежали ликвидации. В 1923 году они были окончательно ликвидированы.
5 июля 1922 года Наркомюст издал "Положение о коллегии защитников".
21 июля 1922 года был издан циркуляр Наркомюста о создании прокуратуры Екатеринбургской губернии.
3 августа 1922 года Постановлением
Екатеринбургского губернского отдела юстиции, утвержденным президиумом Губисполкома, на Урале образована коллегия защитников при Губсовнарсуде (губернском совете народных судей).
31 октября 1922 года ВЦИК утверждает «Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 года (на основании Постановления ВЦИК от 11 ноября 1922 года "О введении в действие Положения
о судоустройстве Р.С.Ф.С.Р.")
В результате создана единая судебная система: народный суд, губернский суд, Верховный суд РСФСР.

Советский суд. 1922 год.
Эл.ресурс: https://clck.ru/jQwRQ
6
Кодификация норм советского права
Период 1917-1924 годов один из самых сложных периодов становления советского государства.
После Первой мировой войны в стране свирепствовал голод. Политическая нестабильность, массовое недовольство населения стали причиной гражданской войны.
Переход к новой экономической политике был декларирован на 10-м съезде РКП(б),
в марте 1921 года.
Страна переходила от чрезвычайных условий гражданской войны к мирным условиям.
Право должно было способствовать восстановлению разрушенного войнами хозяйства, укреплению советского государства и законности.
За прошедшие годы накопился значительный нормативный материал. В РСФСР к концу 1922 года было более 4 тысяч опубликованных в Собрании Узаконений нормативных актов. Перед властью встала грандиозная задача по кодификации норм советского права.
Основная тяжесть кодификационных работ легла на отдел законодательных предположений и кодификации Наркомата юстиции РСФСР, который провёл работу над Гражданским, Уголовным, Уголовно-процессуальным и Гражданско-процессуальными кодексами РСФСР.
Введение в действие основных кодексов:
- Уголовный кодекс РСФСР - 1 июня 1922 года.
- Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР - 25 мая 1922 года. (обновлен 15 февраля 1923 года.)
- Земельный кодекс РСФСР - 1 декабря 1923 года.
- Кодекс законов о труде РСФСР - 1 января 1923 года.
- Гражданский кодекс РСФСР - 1 января 1923 года.
- Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР - 1 сентября 1923 года.
- Лесной кодекс РСФСР - июль 1923 года.
В 1924 году появился Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. Были разработаны также Таможенный кодекс, Устав железных дорог. Проводилась систематизация и других отраслей законодательства. Велись работы над Административным кодексом РСФСР, но он не был принят. Кодексы РСФСР служили образцом для союзных республик, в которых были затем приняты аналогичные кодексы.
Кроме документов об организации и хозяйственной деятельности Каменского бюро юстиции в делах архивного фонда: Р-64 «Каменское уездное бюро юстиции Екатеринбургского губернского отдела юстиции, пос. Каменск Екатеринбургской губернии» за 1920-1923 годы хранятся:
- циркулярные распоряжения, инструкции, положения, постановления губернских органов власти;
- декреты Правительства, постановления Наркомюста, приказы Советской армии труда и многие другие.

Документы 100-летней давности содержат в себе не только историю создания органов юстиции на Урале, а также живую историю становления советского права.
7
История и современность
Согласно принятому 30 января 1928 года постановлению ВЦИК и СНК народному комиссару юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики.
Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции (далее - Наркомюст), утвержденному
26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.
Впоследствии полномочия Наркомата юстиции поменялись. В 1936 году прокуратура выделена
в самостоятельное ведомство. С 1936 года на Наркомат юстиции СССР возложена задача систематизации
и подготовки материалов по кодификации законодательства.
В 1944 году в системе Наркомата юстиции СССР созданы научно-исследовательские криминалистические лаборатории, а в 1946 году Всесоюзный институт юридических наук.
По «Положению о Наркомате юстиции СССР» от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики.
Это положение подвергалось критике и послужило одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.
Ошибочность такого кардинального решения была очевидна. 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, и 24 сентября 1970 года Министерство юстиции РСФСР было восстановлено.
Учитывая потребность Минюста в высококвалифицированных кадрах, Президиум Верховного Совета СССР
в тот же день издал Указ о создании в структуре Министерства юстиции Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.
25 декабря 1991 года Президент СССР Михаил Сергеевич Горбачёв сложил свои полномочия, а на следующий день, 26 декабря 1991 года, Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР. С 16 мая 1992 года Министерство юстиции РСФСР стало именоваться Министерством юстиции Российской Федерации.
Современное Министерство юстиции России это - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет
Президент Российской Федерации.
В ведении Министерства юстиции находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов. Кроме этого в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.
Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору
в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

8 сентября 2022 года исполняется 220 лет со дня образования Министерства юстиции. За два
с лишним века существования Минюст
не раз претерпевал радикальные изменения,
но неизменно являлся и является обязательным элементом государственной системы, обеспечивающим развитие правового государства.