Государственный архив свердловской области
филиал ГКУСО «ГАСО» в г. Каменске-Уральском
«Образование Каменского уездного бюро юстиции»
к 220-летитию образования органов юстиции
1
Образование и деятельность
Министерства юстиции Российской империи
20 (8) сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств» учреждено Министерство юстиции Российской империи. Основными функциями Министерства являлись подготовка законодательных актов и управление деятельностью судов и прокуратуры.
Манифестом предусматривалась должность министра юстиции, который одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи.
Первым министром юстиции - генерал-прокурором Российской империи был назначен выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин.
С момента своего образования Министерство осуществляло управление всей системой юстиции. Большое значение придавалось совершенствованию законодательства.
В 1808 году - членом Комиссии составления законов и товарищем (заместителем) министра юстиции был назначен статс-секретарь Александра I, известный российский государственный и политический деятель Сперанский Михаил Михайлович.
Под его непосредственным руководством была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.
С момента образования и вплоть
до Октябрьской революции 1917 года роль Министерства юстиции была значительной и определяющей в таких вопросах,
как руководство судебными органами, управление местами лишения свободы, нотариатом, ведение институтов мировых судей и присяжных заседателей, руководство деятельностью прокуратуры.

Работники юстиции Российской империи.
Эл.ресурс: (https://antiqrussia.ru/wp-content/uploads/2021/09/FullSizeRender-41-5.jpg)
2
Органы юстиции после Октябрьской революции
После Октябрьской революции 1917 года к власти пришли большевики. Новым правительством был дан курс на «революционную законность». Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции (далее - Наркомюст).
Совет народных комиссаров - правительство России во главе с В.И. Лениным.
Слева направо: И.З. Штейнберг, И.И. Скворцов-Степанов, Б.Д. Камков,
В.Д. Бонч-Бруевич, В.Е. Трутовский, А.Г. Шляпников, П.П. Прошьян, В.И. Ленин,
И.В. Сталин, А.М. Коллонтай, П.Е. Дыбенко, Е.К. Кокшарова, Н.И. Подвойский,
Н.П. Горбунов, В.И. Невский, А.В. Шотман, Г.В. Чичерин. 10 марта 1918 г.
Эл.ресурс: https://media.meer.com/attachments/9285312d9cd6a45....
Главенствующая роль в разработке теоретических принципов революционной законности принадлежала председателю Совета народных комиссаров В.И. Ленину.
В своей работе В.И. Ленин писал о необходимости не реформировать существующие судебные учреждения,
а «…совершено уничтожить, смести до основания весь старый суд, его аппарат…», который, по его мнению, являлся «орудием подавления эксплуатируемого класса» и создать новый революционный суд, построенный на принципе участия рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
В резолюции, принятой 22 ноября 1917 года на заседании Совета народных комиссаров (далее - Совнарком) говорится: «…Принимая во внимание, что отсутствие революци­онного суда создает для советского Правительства со­вершенно безвыходное положение, делая правительство беспомощным против преступного контрреволюционного саботажа…, Совнарком видит себя вынужденным при­нять в сегодняшнем заседании закон о революционном суде и немедленно ввести его в действие…».
Декретом № 1 стал декрет Совнаркома «О суде» от 5 декабря (22 ноября) 1917 года.
В 1917-1922 годах местные комиссариаты юстиции, а затем заменившие их губернские отделы и уездные бюро юстиции занимались руководством работы судов, надзором за соблюдением законности, управлением местами лишения свободы.
В целях точного определения компетенции и взаимоотношений местных органов юстиции 27 августа 1920 года Наркомюст издаёт Циркуляр № 20 «Положение о местных органах юстиции». Указания предназначены для руководства в деятельности губернских исполнительных комитетов, губернских отделов юстиции, и советов народных судей.

3
Организация работы Каменского уездного бюро юстиции
В качестве органов судебного управления и органов надзора за исполнением законов действовали: в республике — Народный комиссариат юс­тиции, в губерниях — губернские отделы юстиции (далее - Губюст), в уездах — уезд­ные бюро юстиции (далее - Убюст).
В октябре 1920 года Постановлением III Екатеринбургского губернского съезда Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов образован Каменский уезд.
14 декабря 1920 года Народному судье г. Каменска поступило письмо заведующего Екатеринбургским губернским отделом юстиции, в котором говорилось о необходимости организации Уездного бюро юстиции
в г. Каменске. Бюро должно было руководить работой судов, надзором за соблюдением законности, управлением местами лишения свободы.
На примере переписки Каменского уездного бюро юстиции с Екатеринбургским губернским отделом юстиции за 1920-1922 годы можно проследить, как происходило становление органов советской юстиции, с какими трудностями приходилось сталкиваться вновь созданному органу власти.
"С выделением Каменского уезда в самостоятельную единицу
в г. Каменске необходимо организовать Бюро юстиции
из состава нарсудей и следователей проживающих
в г. Каменске в числе трёх товарищей и подыскать штат канцелярии, делопроизводителя, бухгалтера, канцеляриста, машиниста и рассыльного.
Отдел юстиции поручает Вам немедленно приступить
к организации Бюро юстиции и по выполнении сообщить
с составлением анкет каждого сотрудника."



Письмо № 2885 заведующего Екатеринбургским губернским отделом юстиции народному судье г. Каменска о необходимости организации Уездного бюро юстиции в г. Каменске.
11 декабря 1920 года.
ГАСО (ф) Ф. Р-64. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.
В документах архивного фонда Р-64 "Каменское уездное бюро юстиции Екатеринбургского губернского отдела юстиции, пос. Каменск Екатеринбургской губернии" имеется список
37 волостей, входивших в состав Каменского уезда Екатеринбургской губернии по состоянию на 6 января 1921 года.
Список волостей, входивших в состав Каменского уезда Екатеринбургской губернии.
6 января 1921 года.
ГАСО (ф) Ф. Р-64. Оп. 1. Д. 4. Л. 7.
Среди документов фонда имеется список, содержащий сведения о волостях, входивших в каждый из 10 участков народных судей, с указанием местонахождения всех участков .
Список учреждений входивших в Каменское уездное бюро юстиции.
10 января 1921 года.
ГАСО (ф) Ф. Р-64. Оп. 1. Д. 4. Л. 39об.
Каменское уездное бюро юстиции располагалось по адресу: ул. Троцкого, д. 6.
Дом построен в 1826-1827 годах, является памятником истории и культуры
регионального значения.
Здание ул. Пионерская, д. 6 (бывшая ул. Троцкого, д. 6).
Фото середины XX в.
Из личного архива Юровского А.А.
19 ноября 1921 г. Каменским уездно-городским исполнительным комитетом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов отдела управления Каменским уездом были выданы удостоверения о регистрации учреждений:
4
Трудности в организации работы и хозяйственной деятельности Каменского уездного бюро юстиции
Исполнение Декрета «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов, подбором для них кадров, а также созданием нового законодательства.
Кадровому составу судей в этот период уделялось пристальное вни­мание. Прежде всего, судья должен был руководствоваться революционной совестью. Подбор кадров осуществлялся с учётом жизненного опыта кандидата, который должен был свиде­тельствовать о наличии у него революционного сознания. Основным критерием отбора стал опыт революционной борьбы, а не юридиче­ское образование и знание законов. Действительность оказалась такова, что большинство кандидатов не имело юридического образования, что отрицательно сказывалось на качестве работы судов.
Штаты служащих на 1921 год дают нам представление о кадровом составе вновь образованного Каменского уездного бюро юстиции.
Штаты служащих Каменского уездного бюро юстиции. 1921 год.
ГАСО (ф) Ф. Р-64. Оп. 1. Д. 6. Л. 15
18 января 1921 года один из организаторов Каменского уездного бюро юстиции Чернобородов Михаил Алексеевич писал в Каменский уездный комитет Российской Коммунистической партии:
«…С открытием в г. Каменске Уездного бюро юстиции остаются не замещёнными должности народных судей 1 участка в г. Каменске и 4 участка в селе Катайском. Объясняется это, во-первых, отсутствием вообще работников, а во-вторых, что должность народного судьи выборная, ответственная и кем попало замещена быть не может…
…А потому бюро юстиции просит комитет партии, не найдёт ли он возможным на происходящей партийной конференции избрать двух товарищей, достойных занять должность народного судьи в указанных участках…»
20 апреля 1921 года председатель Каменского уездного бюро юстиции Бабкин Павел Данилович писал председателю Каменского уездного исполнительного комитета о тяжёлом положении с кадрами: «…Каменский уезд находится в самых неблагоприятных условиях за неимением народных судей, следователей, секретарей народных судей, делопроизводителей, народных следователей и канцеляристов, а из имеющихся на лицо народных судей и секретарей имеются дряхлые старики и совершенно не способные к труду, отчего работа происходит не интенсивно, о чём неоднократно сообщалось Вам…
…И наконец, по бюро юстиции, народных судей и народных следователей не хватает
30 человек сотрудников, которые должны быть вполне грамотные и развитые…»
19 сентября 1921 года Председателем Каменского уездного бюро юстиции Цикаревым Артемием Максимовичем был подготовлен и представлен доклад в Губернский отдел юстиции «О деятельности судебно-следственных учреждений Каменского уезда /составлен на основании предложения Губотюст от 3 сентября 1921 года за № 3050/».
В докладе подробно описаны проблемы и трудности, с которыми приходилось сталкиваться работникам Каменского уездного бюро юстиции.
Отрицательно сказывалось на работе:
«…отсутствие канцелярских принадлежностей, бланков и предметов, сохраняющих экономию времени народного судьи для размножения разного рода распоряжений и циркуляров…
…один секретарь даже при самой интенсивной работоспособности выполнять предъявляемые требования
к уездному бюро юстиции с технической стороны не мог…
…Вместе с этим, считаю долгом заметить, что на основании некоторых предположений главной причиной неработоспособности Убюста являлось, видимо следующее обстоятельство. Избранный 10 января председателем бюро т. Чернобородов в этой должности был лишь только до 8 февраля, когда на втором съезде народных судей (далее - нарсудей) по предложению следователя т. Кондратьева, как председателя фракции РКП(б), неизвестно по каким соображениям бюро было переизбрано. В лице председателя был избран нарсудья 3 участка т. Бабкин, при чём на него помимо обязанностей по бюро было возложено исполнение должности нарсудьи по 1 и 2 участкам; освободившемуся же т. Чернобородову было предложено принять 3 и 4 участки, но последний
на это не согласился и по своему болезненному состоянию совсем оставил службу. Таким образом, это переизбрание Убюста, во-первых, ничего реального для работоспособности Убюста абсолютно не дало
и в то же время загромоздило работу 1 и 2 участков и совсем остановило деятельность 3 и 4 участков…
…Новый председатель бюро т. Бабкин видимо всё своё внимание вынужден был уделять рассмотрению срочных судебных дел по 1 и 2 участкам и работа по бюро фактически была для него, наверное, обузой, а поэтому вся деятельность выражалась только лишь в подписании бумаг. Так продолжалось до 10 мая, когда бюро было снова переизбрано и председателем был утверждён т. Мезенцев, командированный Губюстом…
…На 1 участок был избран нарсудья в лице т. Черноскутова, а на 2 участок возвратился прежний нарсудья
т. Чернобородов…
…т. Черноскутов через несколько дней заболел, а за ним вслед заболел и нарсудья 2 участка т. Чернобородов, которые и были уволены в отпуск. Председателю Убюста т. Мезенцеву так же, как и его предшественнику пришлось центр своей деятельности перебросить на рассмотрение судебных дел по городскому участку,
в особенности дел о дезертирах, остановить рассмотрение которых было нельзя. Таким образом, работа
по Убюсту ничуть не оживилась, а наоборот систематически замирала, а в зависимости от этого неблагополучно было и в судебных участках в уезде. В то время, когда нарсудьи т. Черноскутов и т. Чернобородов из отпуска
ещё не вернулись председатель Убюста по разрешению Губюста тоже удалился в месячный отпуск
и вершителями судебных учреждений г. Каменска остались только одни секретари. Вызванный для исполнения должности председателя нарсудья 3 участка т. Бабкин через несколько дней заболел и обязанности председателя был вынужден оставить. Создавшееся, можно сказать катастрофическое положение судебных учреждений, побудило Уездный исполнительный комитет обратить на это серьёзное внимание, и в результате с 24 августа
я принял должность председателя. На должность нарсудьи 1 участка вместо уволенного совсем со службы
т. Черноскутова был избран и уже работает т. Лопатин, а на 2 участок вернулся т. Чернобородов. Такое положение невольно создаёт впечатление, что постоянного хозяина руководителя Убюста не было,
а результатом этого рождались и другие причины разложения аппарата Убюста. Безусловно, это пагубно отразилось на все судебные органы в уезде...»
25 августа 1921 года Екатеринбургский губернский отдел юстиции направил Указания № 24 уездным бюро юстиции и народным судам Екатеринбургского судебного округа
об ужесточении наказания, применяемого к лицам, не выполняющим продналог.
Циркулярные указания заведующего Екатеринбургским губернским отделом юстиции Уездным бюро юстиции и Народным судам Екатеринбургского судебного округа.
25 августа 1921 года.
ГАСО (ф) Ф. Р-64. Оп. 1. Д. 2. Л. 102.
В том же докладе Цикарев А.М. писал:
«…Бюро юстиции в августе месяце была организована особая сессия нарсуда и консультация. Особая выездная сессия нарсуда первая под председательством нарсудьи т. Чернобородова и вторая под моим председательством провела целую кампанию рассмотрения дел по масленично-яичному налогу. Заседаний всего было 18,
в 10 волостях уезда, рассмотрено дел 38, число привлечений к суду выразилось в 649, при чём из последних приговорены к наказаниям: 45 - к конфискации коров, 35 - к лишению свободы, 512 - к условному наказанию.
Какое моральное воздействие на население имела сессия говорят за себя те факты, что где до приезда сессии налог был внесён только в размере не больше 10%, то после суда сессии поступление такового в несколько дней достигло 85%...».
И в конце доклада Цикарев А.М. писал:
«…Заканчивая на этом доклад о деятельности судебных учреждений Каменского уезда, я позволяю себе наметить приблизительные вехи будущей организационной работы по оздоровлению работоспособности
как Убюста, так и всех судебных органов уезда.
Для того чтобы водворить в надлежащие рамки деятельность судебных учреждений нужно решительно изжить хотя бы и не все, но во всяком случае основную часть тех нужд Убюста и нарсудов о которых я указываю в особо представленном докладе.
Острая нужда в технических работниках, на которых держится весь канцелярский судебный аппарат
и без которого всякий наш пролетарский судья будет бездеятельной сиротой, требует принять самые экстренные меры, но для этого Убюсту нужно, прежде всего, иметь ту или иную твёрдую надежду на планомерное
и своевременное снабжение технических сотрудников продовольствием, не говоря уже о других их нуждах...
…Если невозможно снабжать сотрудников продовольствием натурой, то необходимо открыть кредиты
в потребных размерах применительно к вольным рыночным ценам на хлеб…»
О бедственном положении работников свидетельствует заявление об оставлении службы сотрудницы Каменского уездного бюро юстиции Шамариной Марии Александровны.
Заявление председателю Каменского уездного бюро юстиции
от Шамариной М.А. об оставлении службы. 8 июля 1921 года.
ГАСО (ф) Ф. Р-64. Оп. 1. Д. 8. Л. 25.
О нагрузке на судебные органы в те годы можно судить по статистике уголовной преступности в Екатеринбургской Губернии за 1921 год.
Диаграмма о деятельности Екатеринбургского
губернского уголовного розыска за 1921 год.
1922 год.
ГАСО (ф) Ф. Р-64. Оп. 1. Д. 82. Л. 27.
Требования к кандидатам в народные судьи возрастали. Кандидат должен был иметь двухлетний стаж ответственной политической работы или трехлетний стаж практической работы в органах юстиции на должности не ниже следователя. Обязательными для кандидатов на должности народных судей и работников отдела юстиции стали юридическое образование и грамотность.
Вырезка из газеты № 30 «Путь к коммуне». 8 апреля 1922 года.
ГАСО (ф) Ф. Р-64. Оп. 1. Д. 82. Л. 42.
В начале 1922 года Каменское уездное бюро юстиции представило в Каменский уездный отдел труда «Сводную числовую профессиональную ведомость» по состоянию на 5 января 1922 года.
Ведомость содержит в себе данные об организации с указанием должностей рабочих и служащих. Из ведомости видно, что на тот момент в Каменском уездном бюро юстиции работали 39 человек, из них 28 мужчин и 11 женщин.
В ведомости указан адрес организации: г. Каменск, ул. Ленина, д. 18 (бывший дом Красулина).
5
Судебная реформа
По принятому положению ВЦИК и СНК РСФСР от 10 марта 1921 года «О высшем судебном контроле» Наркомюст осуществлял общий надзор за деятельностью судебных органов, давал им руководящие указания, имел право признавать отдельные приговоры и решения не имеющими законной силы и возобновлять дела по вновь возникшим обстоятельствам.
С окончанием гражданской войны возникла необходимость подготовки и проведения судебной реформы.
26 мая 1922 года ВЦИК РСФСР утвердил «Положение об адвокатуре», согласно которому создавалась коллегия защитников.
28 мая 1922 года постановлением ВЦИК РСФСР было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. Прокуратура была призвана стать органом, осуществлявшим от имени государства надзор за соблюдением законности со стороны всех органов власти, учреждений и отдельных лиц. С изданием настоящего Положения все обязанности, лежащие до этого времени на отделах юстиции были возложены на органы Прокуратуры. Таким образом, губернские отделы юстиции и уездные бюро юстиции подлежали ликвидации. В 1923 году они были окончательно ликвидированы.
5 июля 1922 года Наркомюст издал "Положение о коллегии защитников".
21 июля 1922 года был издан циркуляр Наркомюста о создании прокуратуры Екатеринбургской губернии.
3 августа 1922 года Постановлением
Екатеринбургского губернского отдела юстиции, утвержденным президиумом Губисполкома, на Урале образована коллегия защитников при Губсовнарсуде (губернском совете народных судей).
31 октября 1922 года ВЦИК утверждает «Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 года (на основании Постановления ВЦИК от 11 ноября 1922 года "О введении в действие Положения
о судоустройстве Р.С.Ф.С.Р.")
В результате создана единая судебная система: народный суд, губернский суд, Верховный суд РСФСР.

Советский суд. 1922 год.
Эл.ресурс: https://img-fotki.yandex.ru/get/6808/97833783.b17/0_11518d_eedfbf61_XXXL.jpg
6
Кодификация норм советского права
Период 1917-1924 годов один из самых сложных периодов становления советского государства.
После Первой мировой войны в стране свирепствовал голод. Политическая нестабильность, массовое недовольство населения стали причиной гражданской войны.
Переход к новой экономической политике был декларирован на 10-м съезде РКП(б),
в марте 1921 года.
Страна переходила от чрезвычайных условий гражданской войны к мирным условиям.
Право должно было способствовать восстановлению разрушенного войнами хозяйства, укреплению советского государства и законности.
За прошедшие годы накопился значительный нормативный материал. В РСФСР к концу 1922 года было более 4 тысяч опубликованных в Собрании Узаконений нормативных актов. Перед властью встала грандиозная задача по кодификации норм советского права.
Основная тяжесть кодификационных работ легла на отдел законодательных предположений и кодификации Наркомата юстиции РСФСР, который провёл работу над Гражданским, Уголовным, Уголовно-процессуальным и Гражданско-процессуальными кодексами РСФСР.
Введение в действие основных кодексов:
- Уголовный кодекс РСФСР - 1 июня 1922 года.
- Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР - 25 мая 1922 года. (обновлен 15 февраля 1923 года.)
- Земельный кодекс РСФСР - 1 декабря 1923 года.
- Кодекс законов о труде РСФСР - 1 января 1923 года.
- Гражданский кодекс РСФСР - 1 января 1923 года.
- Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР - 1 сентября 1923 года.
- Лесной кодекс РСФСР - июль 1923 года.
В 1924 году появился Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. Были разработаны также Таможенный кодекс, Устав железных дорог. Проводилась систематизация и других отраслей законодательства. Велись работы над Административным кодексом РСФСР, но он не был принят. Кодексы РСФСР служили образцом для союзных республик, в которых были затем приняты аналогичные кодексы.
Кроме документов об организации и хозяйственной деятельности Каменского бюро юстиции в делах архивного фонда: Р-64 «Каменское уездное бюро юстиции Екатеринбургского губернского отдела юстиции, пос. Каменск Екатеринбургской губернии» за 1920-1923 годы хранятся:
- циркулярные распоряжения, инструкции, положения, постановления губернских органов власти;
- декреты Правительства, постановления Наркомюста, приказы Советской армии труда и многие другие.

Документы 100-летней давности содержат в себе не только историю создания органов юстиции на Урале, а также живую историю становления советского права.
7
История и современность
Согласно принятому 30 января 1928 года постановлению ВЦИК и СНК народному комиссару юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики.
Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции (далее - Наркомюст), утвержденному
26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.
Впоследствии полномочия Наркомата юстиции поменялись. В 1936 году прокуратура выделена
в самостоятельное ведомство. С 1936 года на Наркомат юстиции СССР возложена задача систематизации
и подготовки материалов по кодификации законодательства.
В 1944 году в системе Наркомата юстиции СССР созданы научно-исследовательские криминалистические лаборатории, а в 1946 году Всесоюзный институт юридических наук.
По «Положению о Наркомате юстиции СССР» от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики.
Это положение подвергалось критике и послужило одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.
Ошибочность такого кардинального решения была очевидна. 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, и 24 сентября 1970 года Министерство юстиции РСФСР было восстановлено.
Учитывая потребность Минюста в высококвалифицированных кадрах, Президиум Верховного Совета СССР
в тот же день издал Указ о создании в структуре Министерства юстиции Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.
25 декабря 1991 года Президент СССР Михаил Сергеевич Горбачёв сложил свои полномочия, а на следующий день, 26 декабря 1991 года, Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР. С 16 мая 1992 года Министерство юстиции РСФСР стало именоваться Министерством юстиции Российской Федерации.
Современное Министерство юстиции России это - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет
Президент Российской Федерации.
В ведении Министерства юстиции находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов. Кроме этого в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.
Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору
в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

8 сентября 2022 года исполняется 220 лет со дня образования Министерства юстиции. За два
с лишним века существования Минюст
не раз претерпевал радикальные изменения,
но неизменно являлся и является обязательным элементом государственной системы, обеспечивающим развитие правового государства.