ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

85 лет Свердловскому театру музыкальной комедии

Выставка архивных документов
Навигация
1
Открытие Свердловского театра музыкальной комедии
В 1933 году руководство рабочего Свердловска приняло решение: городу нужен еще один театр – веселый и музыкальный.

Первым секретарем Свердловского Обкома тогда был Иван Кабаков. В апреле 1933 года Леонида Луккера, в то время молодого (ему только исполнилось 28) актера свердловского драматического театра, вызвали в обком партии. И. Кабаков сказал: "У нас есть уже театры, но этого мало. Нужна еще оперетта! Нужен руководитель. Учти, ничего нет. Ни людей, ни здания. Есть только необходимость. Начинать надо с колышка... Возьмешься?" «Помни: театр создается для такого могучего края, как Урал. Создается на многие годы…» С этого момента Леонид Луккер стал директором и художественным руководителем несуществующего пока театра оперетты.

После недолгих поисков было найдено здание для будущего театра - бывший Клуб приказчиков на углу пр. Ленина и ул. К. Либкнехта. Однако, требовалась серьезная реконструкция, поэтому первые сезоны новый театр не имел своего дома, временно арендуя другие площадки города. Узнав, что драматический театр на два месяца выезжает на гастроли, Л. Луккер "на свой страх и риск" заключил договор на аренду здания драмтеатра. Основные работы завершились в 1935 году, но свой современный вид здание обрело лишь в 1963 году. Архитектор В. Емельянов объединил театр и кинотеатр "Совкино", придав всему комплексу законченный вид, с тех пор здание больше не перестраивалось.

Параллельно с реконструкцией своего здания нужно было создавать труппу театра. В Свердловске это было невозможно, поскольку актеров оперетты здесь не было. Узнав, что на Украине переезжает из города в город не то театр, не то ансамбль оперетты, который числится за Смоленском и испытывает большие материальные затруднения, Л. Луккер решил поближе познакомиться с артистами. Разговор в Полтаве (труппа в то время гастролировала там) предстоял трудный - люди должны были решиться не только переехать жить на Урал, но изменить всю свою судьбу. Решение приняли не сразу, сначала отнеслись к невероятным перспективам, обрисованным гостем с Урала, недоверчиво и отчужденно. Некоторые артисты, правда, готовы с головой окунуться в новую жизнь, среди них был, например, Николай Мягкий, но дело решил Сергей Дыбчо (он и тогда уже был несомненным лидером коллектива): "Товарищи, вы знаете, я не совсем здоров. Урал... Климат... Но я рискую, еду!".

Молодой коллектив взял курс на свободное от штампов искусство – сотрудничать согласились именитые ленинградцы Алексей Феона (режиссер), Валентина Ходасевич (художница по костюмам) и Виктор Басов (сценограф). Из Ленинградской музкомедии были ангажированы солисты Николай Дашковский и Мария Викс. Московский хореограф Виктор Цаплин (в то время балетмейстер Большого) тоже принял предложение и даже привлек к работе целый выпуск Московского хореографического училища. Основу актерской труппы составил передвижной коллектив оперетты с названием Театр западной области, выступавший в то время в Полтаве.

Строить свободное от шаблонов искусство решено было начать с современной оперетты Р. Фримля и Г. Стотгардта Роз-Мари (написанная американцами и представленная на Бродвее в 1924-м году, с 1927-го года успешно шла в Хабаровском театре). Афиши гласили: показы первого спектакля новорожденного театра должны случиться 6, 7, 8 июля на сцене Свердловского театра драмы, но… Премьера состоялась лишь в третий из указанных дней – и 8 июля 1933 года стал днем рождения Свердловской музкомедии.
Афиша спектакля «Роз-Мари», которым отрылся театр музыкальной комедии.
6-8 июля 1933 г.
ГАСО. Ф. Ф-1. Оп. 1. Д. 362
Эскизы костюмов художника Дубровина к спектаклю «Роз-Мари».
1945 г.
ГАСО. Ф. Р-2701. Оп. 1. Д. 85. Л. 2-6
Новый театр вызвал интерес публики и критиков, газеты писали об актерах, и не всегда лестно отзывались о мастерстве артистов. Текст статьи мог быть достаточно резок и для современного человека может показаться язвительным. Почти сразу театр начал гастролировать по республикам Советского Союза, и там отзывы о спектаклях были неоднозначными. Но в целом театр завоевал любовь зрителей с самого начала.
Статья «За культурный театр оперетты» в газете «На смену».
Август 1933 г.
ГАСО. Ф. Р-2701. Оп. 1. Д. 1. Л. 2
Статья «Свердловский театр музыкальной комедии» в газете «Заря Востока» (Тбилиси-Тифлис).
21 августа 1934 г.
ГАСО. Ф. Р-2701. Оп. 1. Д. 1. Л. 4
Руководство театра заботилось о приезжих актерах, служивших в оперетте, предоставляло жилье и материально обеспечивало сотрудников.
Смета на приобретение мебели для оборудования квартир для артистов театра музыкальной комедии.
Сентябрь 1938 г.
ГАСО. Ф. Р-1924. Оп. 1. Д. 3. Л. 93
Вид фасада театра музыкальной комедии в Свердловске.
1939 г.
ГАСО. Ф. Ф-1. Оп. 44. Д. 1972
2
Свердловский театр музыкальной комедии в годы
Великой Отечественной войны
Во время Великой Отечественной войны театр ни на день не прекращал свою деятельность. Объемная и напряженная была общественная деятельность в этот период, артисты выступали в госпиталях, призывных пунктах, в клубах, в детских домах, на передовой. Артисты театра установили шефство над промышленными объектами Свердловска и Нижнего Тагила, были созданы концертные бригады, выступавшие в цехах оборонных заводов и госпиталях. Так, 963 концерта было сыграно в госпиталях за три года войны. Общая сумма, собранная в фонд обороны, составила 1 088 000 рублей, из них 308 000 рублей в фонд помощи детям фронтовиков. На средства, собранные путем организации постановок и концертов в свободные от работы дни, всем коллективом были приобретены три танка. Эти танки участвовали в прорыве немецкого фронта в районе города Орла.

Кроме концертной деятельности, актеры оказывали большую помощь медицинскому персоналу. Они ухаживали за тяжелоранеными, чинили гимнастерки, шинели, белье, стирали постельные принадлежности, вносили личные сбережения для приобретения медицинского инвентаря.

Сведения о военно-шефских мероприятиях за 1941-1943 гг. по Свердловскому государственному театру музыкальной комедии.
1941-1943 гг.
ГАСО. Ф. Р-2701. Оп. 1. Д. 74. Л. 1-3
2 мая 1943г. на площади 1-й пятилетки состоялся митинг передачи актерами Музкомедии 3-х танков их экипажем. Первый танк был приобретен на средства собранные от концертов артистами Маренич А.Г. и Емельяновой П.А. Второй танк приобрели активисты военно-шефской работы артисты Матковский А.М., Мягкий Н.И. и Большов Л.С. на суммы собранные от своих концертов. Третий танк был приобретен всем коллективом театра. На этих танках были сделаны надписи «Артист Свердловской Муз. комедии». Все три танка участвовали в прорыве обороны врага на Орловском направлении.
Подаренные коллективом театра музыкальной комедии танки на старте перед отправкой на фронт.
[1941–1942 гг.].
ГАСО.Ф. Р-217. Оп. 2. Д. 24. Л. 2
В 1943 г. тяжелый и переломный год войны совпал с десятилетием театра музыкальной комедии, эта дата отмечена решением и грамотой Свердловского областного исполкома. Грамотами были награждены артисты оперетты Э. Высоцкий и М. Биндер. Эраст Антонович Высоцкий (1907-1948) отдал Свердловскому театру не так уж много – всего десять лет, но сделать для него успел немало. С 1935 по 1944 год Высоцкий возглавлял всю творческую жизнь театра в качестве его художественного руководителя. Выступая как режиссер, особенно во второй половине 1930-х годов, когда подвергся политическим репрессиям Г.И.Кугушев, он, часто в содружестве с авторами, осуществил постановку ряда советских оперетт. Эраст Высоцкий рано ушёл из жизни в результате тяжёлой болезни, едва перешагнув порог сорокалетия. Болезнь же заставила его в 1945 году уехать из Свердловска на юг, в Одессу. Биндер Макс Карлович родился в Венгрии. Первая мировая война забросила его в Россию, где он и остался на всю жизнь. В 1929 году - актер оперетты в Ульяновском городском театре. С 1933 года - актер Свердловского театра музыкальной комедии.
Решение Свердловского облисполкома «О 10-летии Свердловского государственного театра музыкальной комедии».
8 июля 1943 г.
ГАСО. Ф. Р-2701. Оп. 1. Д. 75. Л. 4
Грамота Свердловского горисполкома Свердловскому государственному театру музыкальной комедии в честь его десятилетия – за высокие творческие и общественные показатели.
1943 г.
ГАСО. Ф. Р-2701. Оп. 1. Д. 75. Л. 3
Грамота Свердловского горисполкома заслуженному артисту РСФСР Э.А. Высоцкому.
1943 г.
ГАСО. Ф. Р-2701. Оп. 1. Д. 75. Л. 1
Грамота Свердловского горисполкома артисту театра музыкальной комедии М.К. Биндер.
1943 г.
ГАСО. Ф. Р-2701. Оп. 1. Д. 75. Л. 2
Важной вехой в истории театра стал выпуск спектакля «Табачный капитан» (комп. В. Щербачев, текст Н. Адуев) в феврале 1944 г. Пронизанный патриотической идеей, он явился неоценимым вкладом в общее дело борьбы с фашизмом. Не случайно впервые в истории этого жанра спектакль был отмечен Сталинской (Государственной) премией в 1946 г., а постановщик Г.Кугушев, артисты П. Емельянова и М. Викс стали ее лауреатами.
Эскизы костюмов художника Н.В. Ситникова к спектаклю «Табачный капитан».
1943 г.
ГАСО. Ф. Р-2701. Оп. 1. Д. 79. Л. 1-16
Статья «Табачный капитан. К премьере в Свердловском театре музыкальной комедии» в газете «Уральский рабочий № 23 (8522).
26 января 1944 г.
ГАСО. Ф. Р-2701. Оп. 1. Д. 76. Л. 1
Телеграмма администрации театра тов. Сталину.
1944 г.
ГАСО. Ф. Р-2701. Оп. 1. Д. 76. Л. 1а
Письмо председателя обкома профсоюза работников искусств военно-шефской комиссии дирекции и местному комитету о работе Свердловского театра музыкальной комедии в годы Великой Отечественной войны.
3 мая 1948 г.
ГАСО. Ф. Р-217. Оп. 2. Д. 24. Л. 4
Только за три года войны артисты театра показали зрителям 587 спектаклей патриотического содержания. Для людей, по 12-14 часов работавших на производстве, и практически забывших про выходные дни, посещение театра было единственной возможностью на короткое время отвлечься от тягот и забот военного времени, насладиться искусством, получить заряд бодрости и оптимизма.
3
Театр музыкальной комедии в 1950-1960-е гг.
оПосле войны театр продолжал свою творческую жизнь, на сцене оперетты появлялись все новые спектакли как современных, так и классических авторов. Музыкальная комедия «Прекрасная мельничиха» (либретто И. Штока, стихи В. Винникова) на музыку Оскара Фельцмана, оперетта «Голубой гусар» Н. Рахманова (экранизация «Гусарская баллада» (1962) (композитор Тихон Хренников). «Анютины глазки» 1964 г. композитора Юрия Сергееевича Милютина, «Вольный ветер» оперетта И.О. Дунаевского, написанная им 1947 году. Либретто В. Винникова, В. Крахта, В. Типота. Экранизирован в 1983 году режиссером Яном Фридом.
Здание Свердловского театра музыкальной комедии и Дом печати.
1940-е гг.
ГАСО. Ф. Ф-1. Оп. 46. Д. 3119
Празднование XXXI годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в Свердловске. Демонстрация трудящихся, голова колонны – Свердловский театр музыкальной комедии.
7 ноября 1948 г.
ГАСО. Ф. Ф-1. Оп. 1. Д. 806
Концертная бригада Свердловской государственной филармонии и Свердловского театра музыкальной комедии. В центре Анатолий Маренич, Полина Емельянова, Павел Родде.
1950-е гг.
ГАСО. Ф. Р-2780. Оп. 2-ф. Д. 20.
Артисты эстрады Свердловской филармонии. Участники фронтовой концертной бригады. 1-й ряд: К.И. Спари, Т.Ф. Спари-Анучина, Е.А. Морозова, П.И. Роддэ, Г. Ландин, Л.Ф. Адрианова; 2-й ряд: Л. Подковарина, Т.Г. Чайковская-Смагина, Горбань-Маньон, В.П. Третьяков.
1953 г.
ГАСО. Ф. Р-2780. Оп. 2-ф. Д. 18
«Голубой гусар» на сцене театра музыкальной комедии. Шура – арт. В.М. Валента, Кутузов – арт. Г.И. Кугушев.
Август 1953 г.
ГАСО. Ф. Ф-1. Оп. 1. Д. 483
«Табачный капитан» на сцене Свердловского театра музыкальной комедии. Сцена из 3-го акта.
Август 1953 г.
ГАСО. Ф. Ф-1. Оп. 1. Д. 484
Сцена из 2-го действия музыкальной комедии О.Фельцмана «Прекрасная мельничиха» на сцене Свердловского театра музыкальной комедии.
28 октября 1954 г.
ГАСО. Ф. Ф-1. оп. 5. Д. 5252-5254
Сцена из 2-го акта оперетты Эгона Кемень «Где-то на Юге» в постановке Свердловского театра музыкальной комедии.
Декабрь 1957 г.
ГАСО. Ф. Ф-1. Оп. 4. Д. 4250
Реконструкция здания Свердловского театра музыкальной комедии.
1960 г.
ГАСО. Ф. Ф-1. Оп. 38. Д. 7839
Демонстрация трудящихся в честь 46-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в Свердловске. Артисты театра музыкальной комедии.
7 ноября 1963 г.
ГАСО. Ф. Ф-1. Оп. 2. Д. 1986
Театр музыкальной комедии в Свердловске.
1960-е гг.
ГАСО. Ф. Ф-1. Оп. 2. Д. 2106
Сцена из спектакля «Вольный ветер» Свердловского театра музыкальной комедии во время гастролей в Москве.
16 июля 1964 г. Ф.Ф-1. Оп. 4. Д. 3637-3638
Сцена из спектакля «Анютины глазки» в постановке Свердловского театра музыкальной комедии во время гастролей в Москве.
23 июля 1964 г.
ГАСО. Ф. Ф-1. Оп. 4. Д. 2982-2983
Широкоэкранный кинотеатр «Совкино» и Свердловский театр музыкальной комедии.
22 сентября 1962 г.
ГАСО. Ф. Ф-1. Оп. 4. Д. 2951
4
Коллектив Свердловского театра музыкальной комедии
5
Записи спектаклей Свердловского театра музыкальной комедии
Концерт артистов Свердловского театра музыкальной комедии (Свердловская студия телевидения)
1961 г.
Режиссер - Борис Скопец
Операторы - Ю. Меледин, Р. Лягинсков
Художник - Ю. Истратов
Звукорежиссер - С. Соляков
В ролях:
С. Духовный, В. Коровяков и ансамблю балета, Н. Энгель-Утина, П. Емельянова, А. Маренич, Р. Алексеева, А. Семин, П. Яновицкая, Т. Ланько, О. Шаповалов, М. Мазаев, В. Фыгин, Н. Шейкина, А. Матковский, В. Шадрин,

Сканирование плёнки и восстановление - Триацетат ТВ
Фильм-спектакль "Званый вечер с итальянцами" (Свердловское телевидение)
1970 г.
Режиссер - Роман Сергеев (постановщик)
Оператор - Евгений Цигель
Композитор - Жак Оффенбах
Художник - Юрий Истратов (постановщик)

В ролях:
Мсье Шуфлери - Анатолий Маренич
Эрнестина - Наталья Гайда
Бонифас - Семен Духовный
Поль, слуга - Борис Боровский
Муж мадам Баландар - Игорь Белозеров
Мсье Баландар - Валентина Пимеенок
Музыкальный спектакль "Мелодии любви"
(Свердловская киностудия)
1974 г.
Режиссеры - Олег Николаевский, Владимир Курочкин
Оператор - Иван Артюхов
Художник - Виктор Маушников

В ролях:
Екатерина Мельникова, Галина Петрова, Светлана Михлина, Юрий Орлов, Римма Антонова, Эдуард Жердер, Юрий Родной, Нина Энгель-Утина, Галина Лазарева, Владимир Экнадиосов, Валентина Пимеенок, Виктор Черноскутов, Раис Галямов, Николай Бадьев, Аркадий Воронцов, Владимир Карелов, Вера Евдокимова, Владимир Суворов, Людмила Трусова, Семен Духовный, Алиса Виноградова, Виктор Сытник, Г. Егоров, С. Киреев, В. Максимов (резервный), Б. Сало, Н. Никитина Г. Строкань, Т. Улерьянова
Фильм-спектакль Свердловского театра музыкальной комедии "Я люблю оперетту"
(Свердловск-телефильм)
1975 г.
Режиссеры - Борис Скопец, Михаил Шаров
Сценаристы - Виктор Курочкин, Борис Скопец, Михаил Шаров
Оператор - Анатолий Алексеев

В ролях:
Владимир Курочкин, Раис Галямов, Виктор Черноскутов, Виталий Пирогов, Галина Петрова, Александр Муравьев, Эдуард Жердер, Нина Энгель-Утина, Мария Викс, Алиса Виноградова, Николай Бадьев, Виктор Сытник, Семен Духовный, Вера Евдокимова, Иосиф Крапман, Пётр Дергунов, Виталий Мишарин
Лирическая музыкальная комедия "Поздняя серенада"
Премьера 1977 г.
Композитор – Вадим Ильин
Либретто Юрия Рыбчинского по пьесе Алексея Арбузова «В этом милом старом доме»
Дирижер – Евгений Бражник
Руководитель постановки – Владимир Курочкин
Балетмейстер – Владислав Разноглядов
Художник – Феликс Волосенков
Художник по костюмам – Виктор Сытник

В ролях:
Гусятников – Семен Духовный
Юлия –Нина Энгель-Утина
Нина Леонидовна – Галина Петрова
Раиса – Валентина Пимеенок
Эраст Петрович – Георгий Энгель
Фредерик – Игорь Калмыков
Макар – Александр Меретин
Сашенька – Татьяна Малаховская
Митя – Виталий Мишарин
Аля – Татьяна Скалецкая
Close
Будем рады отзывам и предложениям!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности