Уральский алюминиевый завод
АО "Уральский алюминиевый завод" ("Русал Урал") — комплекс по производству глинозёма, в прошлом одно
из крупнейших предприятий алюминиевой промышленности СССР. Завод был запущен в 1939 году. Комплекс производит глинозем для алюминиевых заводов компании РУСАЛ, алюминиевых заводов других компаний, предприятий огнеупорной и керамической промышленности. Мощность предприятия составляет 770 тыс. тонн глинозема в год.
Сейчас основное направление деятельности УАЗа – переработка боксита и производство глинозема.
На предприятии производится глинозем металлургический (Г-00), глинозем неметаллургический (ГСК, ГЭФ), гидроксид алюминия. Потребителями являются алюминиевые предприятия РУСАЛа и различных отраслей народного хозяйства: стройиндустрии, приборостроения.1
Бокситы - это отличное сырье для получения алюминия, а алюминий - это самолеты...
В начале 1930-х годов геологическая партия нашла огромные запасы бокситов на Северном Урале. Бокситы - это отличное сырье для получения алюминия, а алюминий - это самолеты.
Материалы геологических изысканий детально изучил Совет труда и обороны. Вывод был: строить на Урале предприятие по выплавке алюминия. Поскольку Каменск находился на пересечении железных дорог, вблизи промышленных центров и густонаселенной местности,
то выбор пал на него.2
28 мая 1932 года вышло постановление Наркомтяжпрома № 389 за подписью С. Орджоникидзе, обязывающее Союзалюминий и Главэнерго приступить к подготовительным работам по УАКу: выбор места площадки.
3 декабря 1932 года Совет Труда и Обороны СССР объявил строительство Уральского алюминиевого комбината ударной стройкой.

Промплощадка Уральского алюминиевого завода (УАЗа). Свердловская область, г. Каменск - Уральский. 1934 г.
Из фонда Каменск-Уральского Краеведческого музея.
Из всех проблем, решаемых при рождении «алюминиевого гиганта» на Урале, по своей серьезности,
глубине и первоочередности особо и с самого начала выделялась главная – отсутствие в стране технологии
производства глинозема из низкокремистых бокситов гидрощелочным способом Байера,
которым предстояло перерабатывать уральскую руду.
Эта технология, открытая и запатентованная в конце XIX века инженером Тентелевского завода в Петербурге
К.И. Байера, была им вывезена из России во Францию.3
Первые опыты по получению глинозема из уральских бокситов проводились в лабораториях Всесоюзного алюминиево-магниевого института (Ленинград), Уральском химико-технологическом институте (влился затем в Уральский политехнический институт) и Уральском научно-исследовательском химическом институте (УНИХИМ).
Эти работы велись в пробирках, колбах и мини-автоклавах.4 По прямому договору с Уральским алюминиевым комбинатом в УНИИХИМ начала исследования специальная группа, под руководством заместителя директора по научной части профессора
Ф.Ф. Вольфа.

Схема процесса Байера.
ГАСО (ф) Ф. Р-16. Оп. 2Н. Д. 333. Л. 3.
Уральские бокситы по своему качеству не уступали французским, считавшимися в то время лучшими в мире.
Уральские бокситы по своему качеству не уступали французским, считавшимися в то время лучшими в мире.
Но метод получения из них глинозема - исходного компонента для выплавки алюминия, уже освоенный
в Советском Союзе, к нему не подходил. В уральских бокситах алюминий находился главным образом в виде гидроокисей. Ученые-металлурги и химики пришли
к мысли, что для производства глинозема из них можно использовать щелочной раствор с минимальным расходом щелочей, что напоминало метод Байера.
30 июня 1935 г. Опытный завод Центральной лаборатории УАЗа выдал 250 гидрата оксида алюминия – продукцию, впервые полученную в СССР способом Байера.5


Выводы по научно-исследовательской работе на тему: «Уральские бокситы, как сырье для производства глинозема по методу Байера».
ГАСО (ф) Ф. Р-16. Оп. 2Н. Д. 333. Л. 25.
Пока разрабатывалась технология, строились корпуса цехов.
Со строительства Синарского трубного завода, где уже поднялись корпуса основных цехов, на строительство УАЗа был направлен целый ряд руководящих работников и передовиков труда – начальник промплощадки М.Т. Омегов, оставшийся жить на Урале каменщик
Г.У. Шестаков и другие.
Пока разрабатывалась технология, строились корпуса цехов.
Стройку возглавил Альпов Александр Павлович, возвратившийся из длительной командировки, имевшей целью изучение алюминиевого производства за рубежом.
Отовсюду ехали на станцию Синарскую люди - молодые
и уже опытные строители, одинокие и семейные. Приходили и крестьяне из ближайших деревень.
На стройке преобладал ручной труд. Вся механизация состояла из бетономешалок, кранов-укосин и лебедок. Сотни людей лопатами перебрасывали землю из котлованов с полочки на полочку. А отвозили ее тачками
и грабарками. Кирпич на этажи поднимали на спинах.
Для переноски материалов применялись носилки. Металл,
из которого изготавливались конструкции , приходилось рубить и резать тоже вручную.6

Приложение к протоколу заседания Бюро Каменского Райкома ВКП(б). от 18 августа 1933 г. Постановление о строительстве Уральского алюминиевого комбината № 86.
ГАСО (ф) Ф. Р-63. Оп. 2. Д. 1. Л. 44, 44об.
Преодолению трудностей и неудач способствовало ударничество и Стахановское движение...
Преодолению трудностей и неудач способствовало ударничество и Стахановское движение, оно охватило и коллектив строителей Уральского алюминиевого завода.
За период строительства заводской отдел кадров принял на работу более 30 тысяч человек. На учебно-курсовой базе завода шла интенсивная подготовка квалифицированных рабочих для строительства и предстоящего пуска УАЗа.

Преодолению трудностей и неудач способствовало ударничество и Стахановское движение, широкое распространение получили «стахановские сутки»
и «стахановские смены».

Приказ по Управлению строительством Уральского алюминиевого комбината № 32 от 8 февраля 1935 г. "О содействии в работе по встречному плану кирпичной кладки, выдвинутому инструктором тов. Шестаковым"
ГАСО (ф) Ф. Р-111. Оп. 1. Д. 10. Л. 23.
18 августа 1939 года глиноземный цех выпустил свою первую продукцию - гидроокись алюминия.
Директором пускового УАЗа с марта 1939 г. был назначен Виктор Петрович Богданчиков (бывший главный инженер Волховского алюминиевого завода), главным инженером утвержден Бугарев Леонид Александрович.
Глиноземный цех свою первую продукцию – гидроокись алюминия – выпустил 18 августа 1939 года. В тот же день первые порции анодной массы дал электродный цех.7
5 сентября 1939 года был получен первый уральский алюминий из своего уральского глинозема.
Был создан комплекс, в который вошли производство электроэнергии и пара, глинозема, алюминия и анодной массы, а также универсальное ремонтное хозяйство.
Завод и его цеха были оснащены по последнему слову науки и техники. Передовым был и метод получения алюминия.
В течение первого года работы предприятие вышло в число рентабельных. После пуска Уральского алюминиевого завода СССР по производству алюминия вышел на третье место в мире и на второе - в Европе.

Первый слиток алюминия.
Из фонда Каменск-Уральского Краеведческого музея.
В это время развернулось жилищное строительство основных кварталов соцгорода...
УАЗ становился мощным культурным центром города.
В это время развернулось жилищное строительство основных кварталов соцгорода, в том числе детсадов, клуба строителей, первых в Каменске пятиэтажных домов Центральной жилищной секции (ЦЖС). Пятиэтажки предназначались для семей рабочих-ударников и комсомольско-молодежных общежитий. Это были лучшие в городе дома, напоминавшие о том, что бараки – явление временное. По сути, это были дома «агитаторы и пропагандисты», говорящие людям: вот какой будет жизнь в недалеком будущем – в квартирах с паровым отоплением, электричеством, горячей и холодной водой.

Объяснительная записка к годовому отчёту по капиталовложениям
за 1937 год. Сеть культурно-просветительских и бытовых учреждений
на 1 января 1938 г.
ГАСО (ф) Ф. Р-111. Оп. 1. Д. 15. Л. 76, 77.
Снабжение УАЗа энергией осуществлялось с расположенной рядом
с заводом Красногорской ТЭЦ, которая впоследствии приобрела статус самостоятельного предприятия.
УАЗ первым в стране освоил производство глинозема по способу Байера и стал родоначальником алюминиевой промышленности Урала. Ввод УАЗа в действие являлся знаковым событием для всего народного хозяйства страны: возросла ее индустриальная мощь и увеличился оборонный потенциал. Алюминиевый гигант на Урале был поставлен без помощи иностранных специалистов, и все оборудование для завода было изготовлено на отечественных предприятиях.
После пуска Уральского алюминиевого завода СССР по производству алюминия вышел на третье место в мире и на второе в Европе (первое - Германия).8

Строительство здания Управления УАЗа. 19 ноября 1936 г.
Фото из фонда музея Уральского алюминиевого завода.
Военное время
Коллектив УАЗа вынес на своих плечах груз величайшей ответственности перед Родиной – бесперебойное снабжение военной промышленности алюминием и его сплавами в годы Великой Отечественной войны.
После выхода из строя Днепровского и Волховского алюминиевых заводов УАЗ остался единственным в стране предприятием, выпускающим стратегический металл. УАЗ противостоял двум десяткам алюминиевых заводов континентальной Европы, работавшим на военную машину фашистской Германии.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Эл.ресурсы: https://rusal.ru/about/geography/uralskiy-alyumini...
https://заводы.рф/factory/rusal-ural-0

2 Каменск-Уральский, Свердловск. 1978. С. 75.
3 Голден Н.Ф. УАЗ-фронту! – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2010. С. 18.
4 Каменск-Уральский, Свердловск. 1978. С. 71.
5 Голден Н.Ф. УАЗ-фронту! – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2010. С. 19.
6 Каменск-Уральский, Свердловск. 1978. С. 72.
7 Каменск-Уральский, Свердловск. 1978. С. 75.
8 Голден Н.Ф. УАЗ-фронту! – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2010. С. 22.