Паровозоремонтный завод
Каменск становился крупным железнодорожным узлом...
Спрос на железную руду вызвал развитие Каменского
и Синарского рудоуправлений. Каменск становился крупным железнодорожным узлом.
Проблема обеспечения новыми вагонами к этому времени уже решалась.
3 сентября 1930 г. была утверждена площадка Уральского вагоностроительного завода в районе Нижнего Тагила. Строительство началось в 1931 г., а в 1936 г. был выпущен первый вагон.
Оставался открытым вопрос ремонта подвижного состава, так как ближайшие заводы находились в Омске, Уфе
и Оренбурге. Поэтому 19 августа 1932 г. Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) назначил к проектированию локомотиво-вагоно-ремонтный завод
в районе Свердловска. 3 сентября 1932 г. для выбора площадки для постройки была создана комиссия под председательством Мусина, которая работала
с 10 сентября по 3 октября 1932 г.

Приказ по Народному комиссариату путей сообщения от
3 сентября 1932 г. «О назначении комиссии по выбору площадок
для постройки локомотиво-вагоно-ремонтных заводов в Свердловском
и Барнаульском районах» № 180/а.
ГАСО (ф) Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2. Л. 14.
Для заводов и соцгорода была отведена обширная незаселенная местность к западу от поселка, ограниченная с севера – железной дорогой, с юга – рекой Исетью, с запада – западной границей разъезда Кодинского, с востока – рекой Каменкой и западной границей Каменска.

Постановление о выборе площадки для размещения строительства паровозо-электровозо-вагоноремонтного завода
и соцгорода на территории Каменского района.
ГАСО (ф) Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2. Л. 2.
Сельхозкомбинату НКПС было выделено 2000 гектаров земли к северу от завода. Для размещения рабочей силы отводились ближайшие населенные пункты: деревни Кодинка, Ключики, Новый Завод, Брод, Щербакова, Бортникова, Колмогорова, Черемхово, а в случае необходимости – села Покровское и Кисловское с пуском в них рабочего поезда.
24 сентября 1932 г. о новостройке писала областная газета «Уральский рабочий». В заметке сообщалось, что завод должен быть сдан в эксплуатацию в январе 1935 года
и ремонтировать в год 600 электровозов, 480 паровозов, 2500 пассажирских и 18 тысяч товарных вагонов. Общая стоимость завода и жилого поселка – более
100 миллионов рублей.
На этом дело остановилось.
На 1932 и 1933 г. отпуск средств и производство работ приостановили, строительство перенесли на 1934 г.

Служебная записка главного инженера «Трансзаводстрой» Каменскому районному исполнительному комитету г. Каменска-Уральского. 26 ноября 1932 г.
ГАСО (ф) Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2. Л. 18, 18об.
Строительство было начато в 4 квартале 1933 года...
Строительство было начато в 4 квартале 1933 г. приказом наркома НКПС и распоряжением по тресту «Заводвокзалстрой» от 30 сентября 1933 г.
Предприятие получило свое название – Синарский паровозо-электровозо-вагоно-ремонтный завод (СПЭВРЗ). Еще не были окончательно утверждены площадка, генеральная смета, генеральный проект.
Общая стоимость завода на 12 тысяч рабочих и соцгорода на 45 тысяч жителей составляла 200 миллионов рублей.

Статья А.П. Балашева временно исполняющего обязанности директора строительства.
ГАСО (ф) Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2. Л. 13.
В дальнейшем цифры постоянно менялись.
По проекту, завод должен был иметь крайне сложную структуру
с большим количеством цехов.
Цехи по ремонту локомотивов: локомотивный, котельный, трубный, кузовной, арматурно-связево-тормозной, колесо-токарный, пригоночный, моторный, дизельный, буксово-подвесной.
Цехи по ремонту вагонов: товарных вагонов, пассажирских вагонов, механический, колесо-токарный, тележечный.
Заготовительные цехи по поковкам: кузнечный, рессорный, пружинный, болтово-гаечный, заготовительный, механический.
Заготовительные цехи по литью: чугуно-литейный, медно-литейный. Вспомогательные цехи: инструментальный, ремонтно-хозяйственный, модельный, деревообделочный, лесосушилка, компрессорная, газогенераторная, кислородная, ацетиленовая, карбидная.
«Вагонстрой» занимал третье место по численности работающих после «Синарстроя»
и «Алюминстроя».
На 1 апреля 1934 года на строительстве работало 1416 человек, для сравнения, на 1 апреля 1934 г. на «Синарстрое» работало 4748 человек,
на «Алюминстрое» – 3204.
Управление строительства разместилось в деревне Кодинка. При обеспечении жильем ставка сначала была сделана
на крестьянские избы в окрестных деревнях и дополнительно закупленные кулацкие дома. Рабочие жаловались на тесноту и плохие бытовые условия в них, удаленность от заводской площадки. Недовольство привело к большой текучке кадров. Началось переоборудование для нужд строительства пятиэтажной Кодинской мельницы, ранее принадлежавшей Василию Саввичу Жирякову. В 1930 году она пустовала, с июля 1931 года в ней размещались спецпереселенцы «Синарстроя», которых позднее переселили в новые поселки рядом с металлургическим комбинатом, и здание освободилось. К марту 1934 года ремонт мельницы был закончен, но 19 марта1934 г. она сгорела, лишив стройку помещения управления, столовой, фабрики-кухни и общежитий рабочих. Все надо было начинать заново.
7 мая 1934 г. постоянным начальником строительства назначен Евсей Борисович Фейнберг, 29-летний инженер из Москвы.
2 марта 1935 «за участие в контрреволюционной оппозиции» начальник строительства Фейнберг был исключен из партии
и выведен из состава пленума райкома, но остался на своей должности.
В 1937 году Евсей Борисович был арестован и «за троцкистскую деятельность» приговорен к 8 годам лишения свободы. Отбывал наказание в Магаданской области, где в 1938 году был приговорен к расстрелу.
Дочь Е.Б. Фейнберга была женой известного писателя Анатолия Георгиевича Алексина.
Строительство Синарского ПЭВРЗ было законсервировано...
По распоряжению НКПС от 29 мая 1935 г. строительство Синарского ПЭВРЗ было законсервировано, просуществовав 1 год и 8 месяцев. Решение было принято на уровне ЦК ВКП(б). Е.Б. Фейнберг, находившийся в Москве, сразу о нем узнал и отправил с оказией письмо
в Каменск своему помощнику М.Т. Омигову. «Причина прекращения работ, конечно, для тебя ясна. НКПС развернул одновременно строительство многих ремонтных заводов, распылил средства и кадры и ни одного завода
не закончил. Поэтому совершенно правильно и необходимо сосредоточить все ресурсы на окончании пусковых объектов». В письме даны указания: выполнить работы
по защите зданий от разрушения и организовать охрану; договориться о передаче всех рабочих на Уральский алюминиевый комбинат и строительство железной дороги, чтобы не платить им выходное пособие, а остальных предупредить об увольнении; провести инвентаризацию
и организовать продажу материалов. М.Т. Омигов тоже перешел в «Уралалюминий» и стал заместителем начальника.

Письмо начальника строительства Фейнберга Е.Б. помощнику начальника строительства Омигову М.Т. о прекращении строительства завода.
ЦДООСО. Ф. 951. Оп. 1. Д. 317. Л. 76.
В 1938 году постановлением Экономического совета при Совете народных комиссаров СССР площадка законсервированного ПВРЗ была передана для строительства Каменского магниевого завода.
Но идея построить в Каменске завод НКПС продолжала жить. В генеральном проекте развития города Каменска-Уральского, подготовленном в 1940 году архитектурно-планировочной мастерской № 1 Наркомхоза РСФСР, вновь упоминается паровозоремонтный завод. Он должен был строиться в числе предприятий второй очереди Северного района и производить в год ремонт
600 паровозов. Для завода был выделен новый участок площадью 40 гектаров
к северу от станции Синарская 2, рядом с Синарским труболитейным заводом. Проект реализован не был.
Но остались материальные следы его истории. ПЭВРЗ дал начало отдельной части города, называемой Ленинским поселком, определил его планировку
и застройку. Двухэтажные деревянные дома в Первомайском поселке простояли 80 лет и были расселены и снесены только в 2015 году. Строения
и сооружения 1934-1935 годов сохранились на территории завода по обработке цветных металлов, железнодорожной станции Кунавино и окрестностей.
Примечания
Лысков А.П. «Непостроенные заводы Каменска-Уральского. Паровозо-электровозо-вагоно-ремонтный» [Электронный ресурс]: livejournal.com / Режим доступа: https://vokrugkamenska.livejournal.com/3741.html (дата обращения: 01.12.2021)